В телефонном разговоре между президентами России и США была достигнута договорённость о продлении Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ). В ближайшие дни будут завершены все необходимые для этого юридические процедуры, до 5 февраля текст Договора будет подписан, а дальше… будут ставиться всё новые и новые проблемы, омрачающие сотрудничество двух стран.
Сегодня же текст ДСНВ поступит на рассмотрение (и однозначно будет принят) Совета Федерации. Госдума России уже единогласно ратифицировала текст ДСНВ, где слово в слово подтверждаются обязательства сторон, принятые на себя в истекающем через 10 дней соглашении от 8 апреля 2010 года (СНВ-3).
Новый старый текст, в котором определён «международно-правовой механизм взаимного ограничения ракетно-ядерных арсеналов», будет действовать до 5 февраля 2026 года. После этого, по договорённости лидеров двух стран, он будет расширен. Как — это будет зависеть от международных позиций двух стран и хода переговоров.
Как отметил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, согласно договору, подписанному «без предварительных условий», «на условиях России», не запрещается разрабатывать новые вооружения, но исключается, например, развертывание американских вооружений за пределами границ США. Развёртывание же ядерных боезарядов, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков ограничивается в прежнем объёме.
Если Россия получила свою сатисфакцию от перезаключения ДСНВ, о чём громогласно объявлено официальными СМИ, то и западная пресса нашла, за что похвалить американского президента.
Во-первых, за сам факт его подписания — всё преподносится так, что Байден сделал нечто, чего не смог сделать его предшественник Дональд Трамп.
Во-вторых, Джо Байдена поощряют за твёрдость. Она заключается в том, что новый президент США, по словам пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, «подтвердил нашу твердую поддержку суверенитета Украины перед лицом продолжающейся агрессии России», и обозначил несогласие с рядом других действий российского руководства (отравление Алексея Навального (включен в список террористов и экстремистов), обращение российских сил безопасности с мирными демонстрантами и т.п.).
«Президент Байден дал понять своему коллеге, — говорится в официальном заявлении Белого Дома, — что США будут действовать решительно, чтобы защитить свои национальные интересы в случае действий России, наносящих вред нам или нашим союзникам».
В этом, конечно, есть изрядная доля лукавства. История не знает сослагательного наклонения — и вероятнее всего, сам Дональд Трамп, оставаясь на посту главы США, продлил бы соглашение, которое отвечает интересам его страны. Но, возможно, его условия были бы другими — прежняя администрация настаивала на пересмотре «устаревших положений» и включении в число подписантов Китая.
Что касается информационных поводов другого рода — то они как были, так есть и будут при любой администрации, если в этом возникнет потребность у крупного национального капитала. Было бы желание, а повод к санкциям в интересах своих компаний всегда можно найти.