Ехал в Ессентуки на 10 дней, но «прокавказился» дольше

Ехал в Ессентуки на 10 дней, но «прокавказился» дольше

Кавказ для Сергея Прокофьева стал любимым курортом, «где так легко работалось, мечталось и жилось». Одним из опусов композитора, отмеченных знойным солнцем этих мест, стала «Классическая» симфония.

Сергей Прокофьев, около 1918 г.
Сергей Прокофьев, около 1918 г.

Впервые в Кисловодск 18-летний студент Петербургской консерватории Сергей Прокофьев приехал летом 1909 года с мамой Марией Григорьевной, которая здесь проходила лечение от ревматизма. Он писал другу, что едет на 10 дней, но через некоторое время с удивлением обнаружил, «что прокавказился намного дольше». Далее Прокофьев приезжал сюда в 1912, 1914 и в 1917 (по настоянию матери, которая хотела уберечь сына от участия в революционных событиях). Поездки на Кавказ продолжились и после возвращения Прокофьев из эмиграции в 1938 году.

В Кисловодске Прокофьев встречался со многими музыкантами: Сергеем Танеевым, Василием Сафоновым, Федором Шаляпиным, Александром Глазуновым. Первоначальный план «бездельничать» быстро провалился, Кавказ располагал не только к отдыху, но и дарил силы и вдохновения сочинять. Многие произведения Прокофьева рождались или дорабатывались именно тут.

Сергей Прокофьев (крайний справа) в компании отдыхающих. Гурзуф, 1917 (фото – Российский национальный Музей Музыки им. Глинки).
Сергей Прокофьев (крайний справа) в компании отдыхающих. Гурзуф, 1917 (фото – Российский национальный Музей Музыки им. Глинки).

Жизнь моя течёт с обычной регулярностью, то есть встаю в 6 ч. 30, теннис, нарзанные ванны, уроки премудрости, переделка увертюры, изредка партия в шахматы. Ходил с компанией на гору Седло (4 с половиной часа ходу), но Эльбрус кутался в облака, и вид был испорчен…

Прокофьев о своем режиме на курорте

Одной из горных вершин, покоренных Прокофьевым на Кавказе, была Бештау. В компании из 10 человек композитор посетил ее в 1912 году и даже на глаз примерно точно определил ее высоту. Прокофьев назвал ее «трехверстой», то есть высотой около 1500 метров (ошибка составила всего 100 м).

Бештау – изолированная гора в центральной части Пятигорья, высота 1400 м. Гора имеет пять глав, что отражено в ее названии: с тюркского беш – пять, а тау – гора.
Бештау – изолированная гора в центральной части Пятигорья, высота 1400 м. Гора имеет пять глав, что отражено в ее названии: с тюркского беш – пять, а тау – гора.

Адреса Прокофьева на Кавказе были разные. Он жил на частных квартирах, в отелях, санаториях. Не всегда под рукой был приличный рояль или фортепиано. В письме к Мясковскому из Ессентуков он жаловался, что на пианино не работают некоторые клавиши, поэтому не получается выучить ряд пассажей из Второй сонаты. В 1939 году, остановившись в одном из санаториев Кисловодска, Прокофьев умудрился «сыграть» и спеть режиссеру Серафиме Бирман оперу «Семен Котко», и вовсе превратив в рояль свою кровать.

Одним из любимых адресов Прокофьев в Кисловодске был санаторий «Десять лет Октября».
Одним из любимых адресов Прокофьев в Кисловодске был санаторий «Десять лет Октября».

Санатория, в которой я живу, считается одной из лучших, но комнатки небольшие, хотя и отдельные. Кормят хорошо, легко, по-домашнему, service безукоризненный. Противно только, что как только переступаешь порог, перестаёшь быть человеком и превращаешься в «больного» («покажите больному его комнату» и т. д.) А в столовой я слышал, как подавальщица говорила: «Салфетка 173 просит огурец»…

Из письма Прокофьева

Работа над Первой симфонией была начата в 1916 году, а завершена в сентябре 1917. Прокофьев дал ей название «Классическая», виртуозно преломив в этом сочинении музыкальный язык классической эпохи. Эталоном для своей первой симфонии Прокофьев выбрал стиль Йозефа Гайдна. Музыку этого венца часто использовал во время занятий в консерватории Николай Черепнин, чем сподвиг Прокофьева на замысел произведения.

«Классическая» симфония следует канонам венских симфоний. Это лаконичное четырехчастное произведение с медленной второй частью и Гавотом в третьей части. Следуя старинным образцам, Прокофьев использует здесь «двойной» состав оркестра, сообщая всей симфонии легкость и воздушность.

«Классическая» симфония Прокофьева напитана солнечным светом и оптимизмом молодого композитора. Прокофьев вспоминал, что во время репетиций к премьере произведения в зале Певческой капеллы в Петербурге, ему на голову упал солнечный луч, окрасив воздух вокруг «лиловыми кругами». Солнце вновь провернуло свой фокус в день премьеры произведения. Она состоялась 21 апреля 1918 года, за дирижерским пультом оркестра стоял сам Прокофьев.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку