Министерство юстиции России в последнее время сделало ряд безуспешных попыток через Интерпол задержать основателя инвестиционного фонда «Эрмитаж капитал» Уильяма Браудера (Hermitage Capital, William Felix (Bill) Browder). Возможно, нынешняя попытка окажется успешнее? Статус Браудера как участника программы упрощенного въезда в США уже аннулирован. Журнал «Э-Вести» узнал мнение эксперта.
В 1996-2005 годах предприниматель Уильям Браудер проводил операции с ценными бумагами «Газпрома», «Сургутнефтегаза», РАО ЕЭС и «Сбербанка» совместно с компаниями Бостон Консалтинг Груп (Boston Consulting Group) и Братья Соломон (Salomon Brothers). Прокуратурой РФ он обвинялся в незаконном предпринимательстве, преднамеренном банкротстве ООО «Дальняя степь» и др. делах, связанных с его инвестиционной деятельностью в России и выводом средств. Есть также связь личности Уильяма Браудера с санкциями, наложенными западными странами на ряд российских чиновников и бизнесменов – «Дело Магницкого», «Закон Магницкого», «Список Магницкого». Сергей Магницкий был юристом Браудера и умер в тюрьме во время следствия.
«Россия обращается в Интерпол в шестой раз подряд с запросом о моём аресте, — написал Уильям Браудер в своём Твиттере. – Пять предыдущих попыток были отвергнуты как незаконные и политически ангажированные. Самое время для Интерпола приостановить членство РФ в организации за вопиющие злоупотребления своей системой».
Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился за комментарием к Алесю Михалевичу, руководителю «Адвокатского бюро Михалевича». Бывший кандидат в Президенты Беларуси сегодня имеет юридическую практику, сфокусированную на вопросах международного розыска и работы с Интерполом. Он пояснил читателям некоторые аспекты этого дела и поделился своим прогнозом дальнейшего развития событий:
«Интерпол уже неоднократно отказывал просьбе внести Браудера в список Red Alert, но российская сторона продолжает предпринимать новые попытки. Скорее всего, последнее заочное решение суда было принято для того, чтобы подать очередную заявку на основании возникших дополнительных данных. Такой прием с повторными запросами иногда срабатывает, но не в отношении резонансных дел.
Генепрокурор России Юрий Чайка упоминал, что направленные по делу Браудера документы насчитывают тысячи страниц и маловероятно, что дополнительные материалы изменят ситуацию. Поэтому запрос почти наверняка будет признан Интерполом несоответствующим правилам организации, как это было с недавней попыткой задержать британского бизнесмена по запросу через систему diffusion (распространение), которая не предусматривает проверки запроса правовым департаментом Интерпола.
Вообще, что касается Браудера, Россия скорее преследует цель усложнить ему жизнь и повысить шансы задержать его в «третьей стране», если он вдруг выедет из Британии, чем надеется на то, что Интерпол внесет его в свои базы. Генпрокуратура РФ будет пытаться заполучить его через двусторонние соглашения с теми государствами, которые с большой вероятностью согласятся на его выдачу. Например, такую возможность недавно подтверждали в Министерстве юстиции Кипра. Поэтому Браудеру опасно покидать пределы тех стран, которые строго соблюдают процедуры экстрадиции.
И еще. Про сегодняшний резонансный твит Уильяма Браудера с предложением лишить Россию членства в Интерполе. Очевидно, что Россию не исключат. Но злоупотребления системой (которые характерны почти для всех авторитарных стран) понижают шансы избрания российских представителей в органы Интерпола в будущем».