Елена Привалова-Эпштейн: для фестиваля в Кусково я предпочитаю состоявшихся музыкантов

Пожалуй, каждый из наших читателей знает и ждёт очередного фестиваля «Органных вечеров в Кусково», который каждое лето позволяет любителям музыки насладиться органом в романтичном поместье графов Шереметьевых. Более 20 музыкальных вечеров за летний сезон, включающих в себя выступления именитых и начинающих органистов и вокалистов, ансамблей старинной музыки и инструменталистов-солистов открывается завтра, 25 мая 2019 года с выступления органистки Елены Приваловой-Эпштейн, исполняющей с оркестром Rusquartet «Церковные сонаты» Шостаковича, «Пассакалию» и Концерт Ре-минор Баха.

Елена — не только знаменитая органистка, но именно она 10 лет тому назад организовала «Органные вечера в Кусково» и привлекла к сотрудничеству других музыкантов. В преддверии юбилейного фестиваля нам посчастливилось поговорить с ней и узнать о том, чем дышит мероприятие и чего ждать в этот раз московским меломанам.

ЭВ:       Елена, есть ли у Вас особые предвкушения относительно десятого юбилейного фестиваля в Кусково? Повзрослело ли Ваше детище за эти годы?

Елена Привалова-Эпштейн: Этот фестиваль, действительно, стал моим детищем и каждый год для меня особенный. На сегодняшний день у меня много разных проектов в Риге, где я сейчас постоянно проживаю, но к московскому фестивалю я отношусь с особым пиететом и трепетом. Мне очень важно, кто принимает в нем участие, какая музыка звучит. Поэтому очень много времени уходит на формирование программы. С каждым годом удается сделать все более высокий уровень фестиваля, пригласить известных музыкантов.

Так, в этом году впервые примут участие скрипачи Гайк Казазян, Роман Минц, Тигран Майтесян (Бельгия), органист из Нидерландов Жан-Пьер Стайверс, японская органистка Хироко Иноуэ, саксофонистка Вероника Кожухарова, меццо-сопрано из Латвии Анастасия Лебедянцева, меццо-сопрано из Сыктывкара Маргарита Финогентова. Хочу отметить и выдающихся музыкантов, ставших уже постоянными участниками «Органных вечеров» — это солистка Большого театра, сопрано Екатерина Щербаченко, альтист Сергей Полтавский, органисты Александр Князев, Евгения Лисицына (Латвия), Алексей Шмитов, Алексей Шевченко, Анастасия Черток, Олеся Кравченко, Александр Удальцов. В фестивале также будут принимать участие замечательные коллективы: барочная капелла «Золотой век», вокальный ансамбль Intrada, струнный квартет «Rusquartet», камерный ансамбль Antonio, вокальный ансамбль старинной музыки “Дом Муз”.

ЭВ:       Какие удачи и неудачи Фестиваля в Кусково Вы можете назвать?

Елена Привалова-Эпштейн: Главная удача фестиваля — что он не просто прибавляет годы, но и развивается в профессиональном и творческом плане. Неудачи, конечно, тоже случались и случаются – в основном, в организационной части фестиваля, но бывали и не совсем удачные концерты. Это в основном происходило с иностранными органистами, которые присылали заявки, а я по каким-то причинам доверяла биографиям и не слушала записи.

В России органисты — в первую очередь, концертные исполнители, а в Европе помимо концертных есть церковные, которые специализируются на сопровождении богослужений в католических и протестантских храмах. Так вот, церковный органист зачастую не является профессиональным концертирующим органистом. И хотя концерты проходили неплохо — наша российская публика до сих пор благосклонна к европейским музыкантам, — но, как отметил мой постоянный музыкальный критик, который ходит на все концерты и пишет для меня отзывы, чтобы я была в курсе профессионального уровня фестиваля, выступления этих органистов не соответствовали высокому уровню фестиваля.

ЭВ:       На первый взгляд, фестиваль, изначально задуманный как мероприятие молодых, каждый год всё больше пестрит звёздными участниками. Это Ваш сознательный, зрелый выбор? Есть ли возможность того, что скоро молодым вход на фестиваль окажется закрыт из-за обилия желающих в нём участвовать звёзд?

Елена Привалова-Эпштейн: Несмотря на то, что в фестивале принимают участие маститые, известные органисты, я всегда стараюсь привлечь и молодых участников. Конечно, не в таком количестве, как на первом форуме.

В этом году впервые будет выступать Елена Стрижакова, только в прошлом году окончившая академию Гнесиных. В дуэте с опытной скрипачкой, солисткой Барочной капеллы «Золотой век» Фатимой Лафишевой, она исполнит произведения Иоганна Себастьяна Баха и его сына Карла Филиппа Эммануила. Из молодых постоянных участников еще хотела бы отметить Анну Орлову, которая совсем недавно окончила Московскую консерваторию и сейчас учится в Высшей школе музыки в Штутгарте.

И все же сейчас я отдаю предпочтение состоявшимся, опытным музыкантам. Условия выступления в Кусково достаточно сложные для органиста – администрация музея предоставляет всего 3-4 часа для репетиции перед концертом. И за это время нужно успеть сделать регистровку (для каждого произведения подбирается уникальное тембровое звучание, которое делает сам органист), настроить наиболее оптимальное звучание инструмента (реверберацию, чтобы орган звучал не сухо и в тоже время не утопал в эхе) и еще успеть приспособиться к инструменту и отрепетировать с солистом. Это достаточно стрессовая ситуация, с которой молодые органисты не всегда могут справиться, а у меня, как у директора фестиваля, есть большие обязательства перед публикой, которая приобрела билеты и ожидает услышать высокое профессиональное мастерство исполнителей. Поэтому в фестивале и участвуют, как Вы сказали, по большей части звёзды, большие профессионалы своего дела.

ЭВ:       Когда-то на заре фестиваля Вы говорили о том, что его формы финансирования не-спонсорские. Изменился ли Ваш подход? Проявляет ли бизнес интерес к фестивалю?

Елена Привалова-Эпштейн: Я по-прежнему провожу фестиваль без спонсорской и государственной поддержки. Не скрою, долгое время я мечтала, что с повышением уровня фестиваля я смогу найти спонсоров или получить государственную поддержку. Но с каждым годом мое желание все больше и больше тает. Фестиваль независим, я самостоятельно формирую программу, приглашаю участников, и на сегодняшний день меня устраивает, что мы обходимся без спонсоров. Однако, если вдруг появится какой-то меценат, я не буду отказываться от поддержки.

ЭВ:       Вы приглашаете к совместной работе признанных звёзд органной музыки: Александра Князева, Алексея Шевченко и других. Насколько мне известно, они испытывают к музыке Баха такой же трепет, как и Вы сами. Обсуждаете ли Вы эту музыку и в плане восприятия, и в плане техники исполнения? Какие чувства и мысли у Вас вызывает интерпретация коллег, и доводится ли слышать от них похвалы и критику?

Елена Привалова-Эпштейн: Вы верно заметили, что и Князев, и Шевченко — большие фанаты творчества Баха. С Александром Князевым у нас отношения сугубо деловые, а вот с Шевченко очень теплые, дружеские. Это мой педагог, который меня научил играть на органе, научил слышать и слушать, научил прикосновению к клавишам, бережному отношению к инструменту. Он в течение трех лет, уже по окончании Московской консерватории, занимался со мной 2 раза в неделю абсолютно бесплатно, готовил к конкурсам, и могу с чистой совестью сказать, что своим профессионализмом я полностью обязана ему. И хотя я уже давно стала концертирующей органисткой, все равно люблю ходить на мастер-классы к Шевченко, правда, я уже обрела «право голоса» и могу в каких-то произведениях поспорить и не согласиться со своим наставником. А что касается интерпретация коллег, долгое время я не могла слушать произведения, которые люблю, в исполнении других органистов, мне почти все не нравилось, за редчайшими исключениями. Но постепенно я научилась слушать музыку в любой интерпретации и всегда стараюсь извлечь для себя что-то полезное.

ЭВ:       На Вашем фестивале в этом году ожидается европейский участник с богатой и необычной программой. Можно ли узнать подробности того, как формировалась эта программа? Слышали ли Вы уже её, и каковы Ваши впечатления.

Елена Привалова-Эпштейн: Жан-Пьер Стайверс — известный нидерландский органист, супруг японской органистки Хироко Иноуэ, которая также принимает участие в фестивале, и именно она рекомендовала его концерт. Программа яркая, необычная. Помимо традиционной Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха будут звучать не столь часто исполняемые Этюды в форме канона Роберта Шумана, а также транскрипция симфонической поэмы «В степях средней Азии» русского композитора А.П.Бородина. С творчеством Жан-Пьера я лично не знакома, только слушала записи в интернете. Так часто случается, что со многими участниками фестиваля я не знакома лично, а только в переписке, по записям и рекомендациям. Например, с замечательной органисткой Маргаритой Еськиной, которая ежегодно участвует уже с пятого фестиваля, мы до сих пор лично не знакомы! И таких музыкантов достаточно много. Дело в том, что сейчас большую часть времени я проживаю в Риге и, к сожалению, мне не удается послушать все концерты своего фестиваля. Ведь в первую очередь я органистка, и у меня довольно плотный график концертных выступлений в Латвии.

ЭВ:       Скажите, пожалуйста, как Вы формируете программу Ваших личных выступлений. До или после оглашения произведений участниками? Бывали ли случаи, когда Вы хотели исполнить произведение, и один из участников предложил то же произведение?

Елена Привалова-Эпштейн: Фестиваль имеет достаточно большую протяженность – он длится все лето, и иногда можно делать повторы некоторых произведений. Конечно, если хотеть исполнить какие-то тематические циклы – например «Органную мессу» Баха или «Гольдберг-вариации», то в этом случае дубли уже невозможны. А повторить Токкату и фугу ре минор Баха можно, и даже неоднократно. Это произведение, пожалуй, самое любимое нашей аудиторией. Когда я составляю свои программы, то отталкиваюсь от солистов. К примеру, 27 июля со мной выступает Екатерина Щербаченко с оперными ариями Генделя, конечно, программу лучше тогда построить из произведений эпохи барокко. А на закрытии со скрипачом Романом Минцем и пианистом Евгением Брахманом мы сыграем Трио забытого немецкого композитора-романтика Августа Райнхардта, и в эту программу лучше всего вписываются органные сочинения эпохи романтизма. Бывают и такие «поветрия», когда многие органисты заявляют одно и то же произведение, и тогда приходится просить составить программу иначе.

ЭВ:       У Вас как у организатора и музыканта всегда есть желания, чтобы что-то особенное прозвучало в Кусково. Что удалось реализовать и что хотелось бы сделать в следующем году, Вам лично и в рамках фестиваля в целом?

Елена Привалова-Эпштейн: Помимо приглашения ярких музыкантов, мне всегда хочется радовать публику необычными программами. Так, я часто включаю в программу фестиваля концерты для органа и камерного оркестра, неоднократно исполнялись Концерты Баха, Генделя, Гедике. В этом году впервые будут исполнены Церковные сонаты для двух скрипок, виолончели и органа Моцарта. Это и вовсе раритет, крайне редко исполняемый, а между тем, это прекрасная музыка для оригинального состава. Также прозвучит упомянутое Трио Августа Райнхардта для необычного состава – скрипка, фортепиано и орган. В этом году мне хотелось включить в фестиваль барочную оперу, но это настолько сложный проект, что я пока отложила его на будущее и ограничилась включением барочных кантат. Собственно, исполнение целиком кантаты на фестивале опять-таки будет впервые, до этого исполнялись лишь отдельные арии. А в этот раз барочная капелла «Золотой век» с солистами Любовью Шаромовой (сопрано) и гобоистом Алексеем Балашовым исполнят кантаты Букстехуде и Баха. А в будущем надеюсь исполнить концерты для органа с оркестром Гайдна и Райнбергера. И все же попробовать поставить барочную оперу в концертном исполнении.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку