Сегодня в 22:30 на американской военной базе Эльмендорф-Ричардсон в Анкоридже, на Аляске встречаются президенты В. Путин и Д. Трамп. Эксперты едины во мнении, что лидеры двух стран встречаются не по разрекламированному поводу — урегулировать конфликт на Украине. Разговор будет вестись на более весомые темы — о судьбах мира и о стратегических взаимоотношениях Глобального Юга с Западом.
Историк, советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук, подполковник Олег Иванников уверен, что встреча на Аляске по сути и значению принесёт миру договоренности, схожие с теми, что были достигнуты в сентябре 1959 года в Кэмп-Дэвиде — загородной резиденции президента США.

«Тогда состоялись переговоры между президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и представителем Совета Министров СССР Никитой Сергеевичем Хрущевым, — напоминает он. — Главным положительным итогом этой встречи стал отказ от применения военной силы и переход к сотрудничеству. Стороны с тех пор стали решать вопросы мирными средствами, путем переговоров. Дональд Трамп идет по пути Дуайта Эйзенхауэра, поэтому я уверен — на встрече будет достигнут положительный результат».

Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев, напротив, полагает, что встреча Путина и Трампа на Аляске не имеет прямых исторических параллелей.
«Исторический момент, в котором проходят переговоры двух лидеров, уникален, — сказал он. — Я согласен с точки зрения многих экспертов, которые проводят исторические параллели нынешней ситуации и с корейским кризисом, и с вьетнамским кризисом, и различными встречами периода Холодной войны, такими как встреча Брежнева с Никсоном. Мы в контакте не только с советским временем с его непростыми процессами, но сейчас есть то, что условно называется Глобальный Юг — сложилась совершенно иная геополитическая конфигурация на планете Земля. Люди находятся в разных весовых категориях, прежде всего, Запад — это уже не блок, это разделившаяся, разваливающаяся структура. Никто и не скрывает противоречия, лидеры западных стран открыто спорят с Трампом, Орбан выступает против европейцев и так далее, в отличие от нашего блока, выступающего консолидированной позицией. В экономическом плане БРИКС — это большая часть мировой экономики, это поднимающаяся история, в отличие от бесперспективности европейской экономики. Весь XXI век — это тренд на поднятие роли Бразилии, России и тем более Индии и Китая. Пусть кто-нибудь мне покажет хоть одну «зеленую карту», хоть один вариант, при котором европейская экономика завтра начнет усиливаться. Все тренды идут на уничтожение Европы. Это уникальная позиция. Раньше во всех встречах европейцы играли первую скрипку., сейчас мы имеем дело с уходящей натурой».

«Сейчас проходит встреча на Аляске, — говорит политолог Алексей Мартынов, — через неделю президент России В. Путин едет с визитом в Индию, ещё через неделю с небольшим он едет в Китай на празднование 80-летия Дня Победы, и накануне этих юбилейных мероприятий пройдёт саммит ШОС. Возвращается Real politik! То, что было в первой половине XX века. Затем мировое сообщество приняло постмодернистскую рамку управления через мировое право и общие правила, и потом его поломало. Сейчас возвращается реальная политика, которая разворачивается на глазах и встреча на Аляске — первый акт реальной политики. Только 10% этого видно общественности, 90% где-то под водой. Поэтому попытка увести нас в сторону, в «украинский кейс» — это глупости».
Эксперт Никита Сетов также подчеркивает, что прошлая система после исчезновения второго полюса силы стала иной и сегодняшняя встреча символизирует начало ответа на новые вызовы. «Мы находимся в преддверии того, чтобы сформировать новую систему международных отношений, как это было в Вестфале, как это было в Ялте, — уточняет он. — Мы не в Ялте, мы ближемся к этому направлению, но встреча на Аляске ещё не станет Ялтой. Всем понятно, что без балансировки система не будет работать».

Несмотря на различие взглядов на историческую предтечу сегодняшних переговоров, все эксперты высказывают сходную мысль о том, что они принесут в мир диалог, проложит путь к мирному сосуществованию западного и «южного» мира. «Предложение Никиты Сергеевича Хрущева к европейскому и американскому обществу, то есть, к западному миру, вполне жизнеспособно и сегодня», — говорит Олег Иванников.
Что касается острых вопросов повестки дня, то никто из экспертов не ожидает ни разрешения украинского конфликта, ни серьёзных продвижений в снятии антироссийских санкций, ни договорённости о перезаключении договора СНВ-3. Для этого нет серьёзных предпосылок и сложившаяся система не предусматривает быстрого решения назревших вопросов.
Лидеры встретились, чтобы начать строить другой мир. Один из них — лидер растущего «Глобального Юга», второй — угасающего западного мира. Главным итогом переговоров станет укрепление роли России как одного из лидеров многополярного мира.