Евросоюз очень хочет ограбить Россию и потратить замороженные средства «на восстановление Украины». Проблема, как оказывается, в том, что деньги надо сначала найти. Но даже заполучив их, средства придётся вернуть – к такому выводу пришли юристы Еврокомиссии, пишет немецкая Die Welt, ссылаясь на секретный отчёт.
Идея конфискации российских активов довольно часто звучит с трибуны Брюсселя. Как соблазнительно – все замороженные российские активы – яхты олигархов, их виллы на берегу Средиземного моря, резервы Центрального банка – потратить «во благо Украины».
Громче всех об этом кричит глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Путин должен заплатить, постоянно повторяет она. Приветствуют это и некоторые государства-члены ЕС, включая Польшу, Латвию, Литву и Эстонию.
План выгодный для Европы, если мы вспомним, как такую помощь оказывает США, например. Все деньги достаются местным компаниям, которые поставляют товары и услуги облагодетельствованным. Те, правда, обычно за это попадают в кредитную кабалу.
План амбициозный и беспрецедентный в истории международного сообщества. Редкий пример такого – Ирак, у которого США конфисковало деньги Саддама Хусейна. Спустя десятилетия Америка вернула Ираку лишь меч бывшего убитого ими главы государства.
«Гениальный» замысел Европы, как теперь выясняется, не без изъянов. Во-первых, не ясно, где именно в Европе находятся 300 млрд евро российского ЦБ – это самая большая сумма замороженных денег. У олигархов же активов удалось заморозить лишь 21 млрд евро.
Как раз приблизительно столько (380 млрд. евро), по оценке Всемирного банка, потребуется для восстановления Украины.
Однако отследить российские резервы за рубежом очень сложно, сообщают Die Welt несколько инсайдеров, знакомых с планами ЕС. Ведь это не слитки золота в Банке Англии или Банке Франции, а остатки на множестве различных счетов, которые не успели вернуться в Москву.
Но даже если средства будут найдены остается вопрос: может ли ЕС использовать эти деньги для восстановления Украины? Политическая воля есть. Но юридические препятствия высоки. В неопубликованном документе, представленном Die Welt. «Комиссия приходит к отрезвляющему выводу: замороженные активы нельзя трогать, поскольку однажды, когда война закончится, они должны быть возвращены России».
Но, как говорится, трудности еврочиновников не смущают. Они думают, что может быть тогда вложить «позаимствованные» деньги в еврооблигации под 2.6% годовых? По мнению Еврокомиссии, эта «чрезвычайная мера» возможна с юридической точки зрения, особенно с учетом «грубых нарушений» Россией международного права.
А вдруг и тут засада? Комиссия считает, что риск очень мал, но не исключен. В «наихудшем случае» издержки оцениваются ими в 4 млрд евро.
С активами олигархов тоже не всё гладко. Если Бельгия и Люксембург заморозили крупные суммы, то Мальта нашла всего 222’470 евро, а Греция – 212’201 евро.
Дело в том, что у полутора тысяч россиян, которые, как утверждается, близки к Путину и попали под санкции активы хорошо скрыты: яхты принадлежат фирмам с непрозрачными структурами, а виллы дальним родственникам, которых нет в списке. При этом даже конфисковать их нельзя – надо доказать их преступное происхождение. Каждое дело будет рассматриваться в суде и на это уйдут годы.
Вместе с тем, есть уже случаи успешного обжалования санкций. Так в прошлом году Италия заморозила активы гонщика Формулы-1 Никиты Мазепина, в том числе виллу на Сардинии с бассейном и видом на море, стоимостью 105 млн евро. Однако несколько недель назад суд ЕС отменил санкции, поскольку не удалось доказать четкую связь Мазепина с Путиным.