16 августа 2021 года президент Франции Эммануэль Макрон призвал Европу готовиться к «нерегулярным миграционным потокам» из захваченного талибами (члены организации «Талибан», запрещённой в РФ) Афганистана. Европа — это страна, о которой грезит немало афганцев, желающих при возможности улучшить своё качество жизни, не особенно желает их принимать. Канцлер Германии Ангела Меркель высказала точку зрения Евросоюза так: тяжесть приёма афганских беженцев ляжет на близлежащие страны, а объединение примет у себя согласованную, ограниченную часть потока.
Существенное число граждан Афганистана было бы не прочь осесть и в России, по словам президента центра диаспор страны Гулама Моххамад Джалала.
Интерфакс цитирует его интервью о том, что мешает афганцам устремиться напрямую сюда: это отсутствие авиасообщения. В российскую диаспору афганцев поступают звонки от множества соотечественников с просьбой об оказании технического содействия в приезде в Россию.
Но даже если задача пробраться к нам напрямую не будет решена, то с учётом открытых границ страны с партнёрами по СНГ (Узбекистаном и Таджикистаном) можно будет воспользоваться окольным путём. Узбекистан, Таджикистан и Иран, скрепя сердце, согласились принять беженцев. Тысячам людей (в том числе, этническим таджикам и узбекам) не составит труда уехать в более привлекательную с точки зрения условий жизни Россию. Среди них неминуемо будут те, кто усилит террористическую угрозу.
Китай и Пакистан не выражают желания участвовать в кампании по приёму соседей. Ещё две близкие к Афганистану страны — Турция и Туркменистан, ответили на опасность миграционного потока укреплением границ и поспешили наладить хорошие отношения с новым правительством соседа. Это неудивительно, учитывая качество миграционного потока: первыми в соседние страны ринулись не только, скажем, этнические туркмены, но и военные. Местные жители покидают приграничные территории, близкие к театру боевых действий в Афганистане, опасаясь за свою жизнь.
Запад предпочитает решить проблему за счёт других стран, выделяя материальную помощь к решению проблемы. После заявления США о выплатах в пользу афганских беженцев в размере $500 миллионов, о готовности их принять заявили в Косово и Албания. Из сердобольных стран Евросоюза посильное участие изъявила только Эстония, согласившаяся принять… 10 беженцев.
Создаётся впечатление, что основная тяжесть гуманитарной катастрофы — наплыва афганских беженцев, может пасть на Россию. Остаётся лишь надеяться, что этого удастся избежать (например, закрытием границ со странами Средней Азии, принимающими афганцев).