Франция сегодня стремится стать защитником «европейских ценностей» и противостоять напору радикальных мусульман с юга. Это напоминает время монархий, когда в XVIII-XIX веках Османская Империя была центром мусульманской жизни и защитником прав мусульман, Россия — центром мирового православия, а европейские правители — Габсбурги и Бурбоны — католичества. При этом если Турция стремится стать правопреемником Османской Империи на прежних основаниях, то Франция, будучи светским государством, уже не может возглавить борьбу под христианским флагом, не отказавшись от своих «европейских ценностей». Она ищет новые формы.
Президент страны Эммануэль Макрон верит, что его страна может сделать светским ислам, переформатировав его под европейские ценности, и затем распространить его по миру. А заодно он пытается создать экономические барьеры на пути продвижения экспансионистских притязаний Реджепа Тайипа Эрдогана, разу уж не удаётся сделать этого методами дипломатии.
Государственный министр Франции по европейским делам Клемент Бон заявил радиостанциям Europe 1 и Les Echoes, что Европейский союз по предложению Франции может ввести экономические санкции против некоторых секторов экономики Турции из-за ее “враждебных” действий на европейских границах. Речь идёт о целом ряде конфликтов: участие в Нагорно-Карабахе, односторонние действия в Средиземноморье, подначивание мусульман в мире к бойкоту французских товаров и тому подобном. Это то, что французский политический истеблишмент именует «враждебным исламизмом» Турции на юге Европы.
Есть и другие варианты воздействия на турок, которые лоббируют французы, в том числе, индивидуальные санкции против турецких чиновников и отказ от таможенного союза между Брюсселем и Анкарой. Это «запасные» варианты, если Евросоюз не согласится на предпочтительное для Франции предложение.
Чиновник даёт понять, что Турция в той ли иной мере пострадает за «провокации» и «систематическую агрессию».
«Франция не одна противостоит Турции. Сегодня ни в одной европейской стране нет иллюзий относительно того, что такое господин Эрдоган и его режим”, — добавил он.
Конкретные шаги Европы в отношении Турции будут приняты в декабре 2020 года, если режим Эрдогана не продемонстрирует желания отказаться от «османской» политики, которой страна следовала в последние 10-15 лет. От жёсткости этих санкций, в свою очередь, будет зависеть судьба политического режима Турции и успех французской политики в части обуздания зарвавшегося южного соседа Европы.
Наверное, «наказание рублём» будет эффективнее действовать на режим Эрдогана, потому что «европейские ценности» не пользуются особым успехом в его стране. Не является образцовым для турецкого населения и то, как французское правительство относится к собственному католическому населению, запрещая богослужения.