Евросоюз хочет «исправить» князя Монако

князь Монако Альберт

Совет Европы решил «надавить» на князя Монако пока с малопонятной целью. Формальным поводом к рекомендациям Евросоюза не входящей в него стране послужил иск итальянских бизнесменов, у которых забрали госконтракт на строительство племянники князя Альберта II. Однако требования по изменению банковской системы в сторону прозрачности наводят на мысль, что причина давления кроется в чём-то другом. Слишком уж часто княжество «светится» связями с российскими олигархами.

Ещё на заре спецоперации на Украине (СВО) Монако солидаризировалось с санкциями против россиян. Однако обвинение в непрозрачности означает недоверие европейцев к сохраняющей конфиденциальность экономике небольшого процветающего государства. Этот офшор славится тем, что на прекрасных условиях (при отсутствии подоходного налога) приютил около тысячи россиян.

В открытой печати фигурируют бывший владелец «Уралкалия» и собиратель искусства Дмитрий Рыболовлев, бывший дипломат Вадим Васильев, бизнесмен Василий Клюкин, теннисистка Динара Сафина, прыгунья с шестом Елена Исинбаева, художник Георгий Шишкин, галерист Владимир Семенихин.

В ответ на рекомендации антикоррупционного органа Совета Европы премьер-министр Монако Пьер Дарту заверил европейских антикоррупционеров, что княжество больше не будет прежним и примет меры для внедрения «культуры осмотрительности», как того хочет Совет. Вскоре в княжестве появится «стратегия по борьбе с коррупцией».

«Для князя этика чрезвычайно важна, — добавил Дарту, — и он желает сохранить репутацию и привлекательность своего государства». У Монако есть 18 месяцев, чтобы выполнить рекомендации Совета и представить отчет о ходе работы (до конца 2025 года).

В продолжение уже принятых мер (о борьбе с коррупцией князь заявлял ещё во время вступления на престол) жесткие меры контроля должны быть распространены на монарха, его родственников и близкое окружение. «Хотя принимаемые меры не повлекут за собой какого-либо наказания для князя за возможные правонарушения, поскольку он пользуется полной неприкосновенностью, они могут служить для него руководством в его деятельности на посту главы государства или даже позволят ему делать выводы из неподобающей ситуации, которая таким образом станет достоянием общественности», — считают инспекторы.

Санкции княжеству не грозят. Речь может идти только о репутационных издержках, которые, однако, могут весьма чувствительно отразиться на инвестиционной привлекательности Монако.

Несмотря на важность инвестиций в экономику семьи Гримальди россиян, ключевым инвестором всё же является Франция. Князь также не может игнорировать лично итальянского фармацевтического магната Стефано Пессину, британцев сэра Дэвида и Фредерика Баркли, Кристину Грин и американского бизнесмена Стива Винна.

Поделиться с друзьями
Subscription