Завтра начинается самый главный экономический форум года — Всемирный экономический форум в Давосе, девиз которого в этом году — глобальная архитектура в эпоху Четвёртой технологической революции.
Столько, сколько сегодня написано о глобальном развитии, наверное, не написано ни о чём другом: ни о смысле жизни, ни о будущем человечества, ни даже о проблеме долголетия.
Что интересно — нас, редакцию журнала «Э-Вести», в разговоре о глобальной архитектуре современного мирового мира озаботил главный вопрос — о его развитии. Где та формула счастья, которая бы дала ключ к пониманию самого глобального развития. А раз так, то и к его глобальной архитектуре.
О чём идёт речь? Речь, конечно, не идёт о том, какие существуют пути развития человечества, где искать дополнительные ресурсы — накопления человеческих богатств, где эндогенный фактор мирового развития.
Для нас куда важнее понять, где тот баланс, то равновесие, как его достичь в условиях глобальной доминанты транснациональных корпораций, в то время как на вопрос: каковы тренды научно-технической революции, в целом ответ получен.
В очередной раз форум глобалистов (хотя на форуме в Давосе не будут присутствовать ни Эммануэль Макрон, ни Дональд Трамп, ни Тереза Мэй) не будет озабочен темой, как сделать мир лучше и справедливее. Мы знаем, что на каждый форум глобалистов весь последующий год в качестве ответной реакции пройдут десятки или сотни форумов антиглобалистов, суть которых будет сводиться к ответу на один-единственный вопрос: что же всё-таки есть глобальное развитие?
Нет, конечно, Всемирный экономический форум в Давосе нужен, необходим. Он должен проходить с упрямой регулярностью, доказывая мировому сообществу о том, что мировое хозяйство развивается, темпы роста флуктуируют 1.8-1.9% в год, и что 26 промышленно развитых стран неизменно будут давать свои 6-8% среднегодового роста экономики.
Современные методы подсчётов не позволяют объективно оценивать глобальную ситуацию до конца. Что я имею в виду? Прежде всего, тот индекс, которым пользуется большинство учёных-экономистов и государственных менеджеров, не годится. ВВП на душу населения даже по последним достижениям науки (ППС) не позволяет делать достаточно верные расчёты в этой сфере. Именно по этой причине обращаться за поиском формулы счастья в стан экономистов не всегда целесообразно. Это должна быть некая мыслительная группа, пользующаяся данными как минимум из 16 научных дисциплин. Если брать подобные доклады Римского клуба или ООН, то таких научных сегментов было от 7 до 11.
Однако, настаиваю: не в этом задача высокого Форума. Нет, не в этом. А в том, как определить суть, главное содержание глобального развития. Говоря словами Понтия Пилата, «в чём Истина?».
Истина в том, что темпы развития научно-технического прогресса (это уже доказано наукой и подтверждено практикой) будет набирать обороты. Оно будет развиваться в геометрической прогрессии. Темпы прироста человеческого капитала в среднем по мировому хозяйству будут, конечно же, расти.
Но разрыв между сверхбогатыми и сверхбедными будет увеличиваться. Количество сверхбогатых будет сокращаться, но их капитал в абсолютных величинах будет неизменно расти. Количество сверхбогатых стран будет сокращаться. Разрыв между богатыми странами и бедными странами увеличится. А к 2020 году разрыв между 10 самыми бедными семьями в мире и 10 самыми богатыми семьями в мире составит цифру в 13 миллионов раз. Совокупный капитал 26 самых богатых человек в мире тождественен совокупному капиталу почти половины населения мира. Вопрос в том, прервётся ли когда-нибудь и где порочная спираль.
В чём же суть развития, господа? Разве не в том, как заповедовали апостолы (Послание Апостола Павла к коринфянам), что суть глобального развития в том, что сейчас ООН называет «индексом счастья» (хочу обратить внимание читателей, как любопытно он рассчитывается).
Где искать ответ на вопрос, какова же формула счастья? Ведь ясно одно, что богатые богатеют, а бедные нищают. Заметьте, при этом демографическая проблема обостряется. Человечество уже не способно кормить себя и давать элементарные условия жизни. Как, например, еды и питьевой воды не хватает для 6 млрд людей из 7.
Разве не должно быть развитие таковым, чтобы обеспечивать если не в равной степени, то в достаточной, минимальной — самое необходимое в соответствии с определённым глобальным научным прогрессом уровнем: образование, питание, проживание. Ведь наука говорит о том, что всё это возможно. Для этого необходимо создать механизм обеспечения человечества этими благами. Должны быть даны гарантии распределения мировых человеческих благ, обеспеченные нынешним уровнем Четвёртой технологической революции.
Это неправда, что только сейчас человечество озаботилось проблемой разрыва между сверхбедными и сверхбогатыми. Достаточно прочесть Библию, причём не только Новый, но и Ветхий Завет. Проблемой так называемой «социальной справедливости» в глобальном развитии были озабочены и более древние источники, так называемая «Библия зороастризма» — Авеста — тому свидетельство.
Древнеиндийские, древнееврейские, шумерские источники говорят об озабоченности человечества этой проблемой.
Почему 25 Нобелевских лауреатов по экономике, сотни философов, мыслителей, десятки так называемых «think tanks» в США, Китае и даже на Тибете не дают ответа на этот вопрос? К сожалению, в сухом остатке можно привести формулу «Разделяй и властвуй!». Но это не то. Нас интересует формула «Распределяй и наслаждайся!».
Где эта формула? Где её искать? Где, в каком сегменте науки, общественных знаний мы сможем найти эту формулу, подобную E-MC² для физиков.
Нас беспокоит то, что все эти форумы, собрания старейшин, до бесконечности толкут воду в ступе, но не дают ответ на главный вопрос: «Как сделать так, чтобы люди жили достойно в достойной цивилизации?». Цивилизация-то достойная, а жизнь в ней не достойная! Есть страны, где большая часть населения больны СПИДом, есть страны, подверженные эндемии (например, Эболой), и только по той причине, что международные организации и правительства в этих странах не достигли соглашения по условиям поставки медикаментов! Не то, что эти болезни нельзя вылечить, а причины, по которым эти проблемы не решаются, носят второстепенный характер!
Кто-то скажет: ну, зачем всё смешивать, валить всё в одну кучу? Нет, друзья мои. Надо всё валить в одну кучу. Куча-то одна, так как проблема одна: справедливого распределения ресурсов, которые обеспечивают научный прогресс. Ведь научный прогресс для всех, а не для кучки good guys. Поймите правильно, если закачать средства, которые выделяются на один такой форум в Давосе ежегодно на разработку и выведение «формулы счастья» — то есть, формулы справедливого распределения достижений человечества для всего света, а не для аплодисментов так называемых «жирных котов», которые в них и не нуждаются, но используют ПиАр-площадку для надувания щёк, то получится очень интересная картина, что ресурсами маленького (возможно, такого, как наш) журнала будет проведена конференция, в рамках которой мы подберёмся к ответу на этот самый сакраментальный вопрос мирового экономического развития: а где же Истина?
Мы понимаем, что искать такую формулу среди экономистов невозможно, и понятно почему. Её невозможно искать и среди социологов, историков, философов, физиков и технарей. Может быть, попробовать «навести мосты» с представителями мировых религий, начав с Православных христиан и Римской Католической Церкви? Или, по крайней мере, под эгидой Свято-Тихоновского института и Папской Академии или Университетов Понтифика? Раз представители тех дисциплин, которые, казалось бы, призваны ответить на названный вопрос, не отвечают на него, лишь милостиво принимая Нобелевские премии от власть предержащих.
Не стоит ли провести междисциплинарную конференцию (форум) под эгидой глав мировых конфессий? Такой форум может дать неизмеримо больший результат, чем конференция сверхтолстосумов в маленьком, уютном и заснеженном городке Давосе, затерянном в швейцарских Альпах?
Я думаю, что на призыв нашей редакции вполне было бы уместно ответить Михаэлю Сульману. В настоящее время он — Исполнительный директор Нобелевского комитета, волею судеб он закончил тот же колледж, что и я, правда, на 7 выпусков раньше. Его отец был Послом Швеции в Москве в ту пору. Что интересно, этот знаковый человек несколько раз ответил мне на моё обращение письмом, причём трогательно, что оно было написано от руки пером (не на компьютере и не по электронной почте). На этой мажорной ноте нам бы и хотелось завершить наше эссе-размышление на столь важную (я уверен, для всех без исключения) тему.