6 мая 1821 года на далёком каменистом острове умер великий европеец, положивший начало современного мироустройства. Сегодня в Доме Инвалидов в Париже в 9 утра президент Франции Эммануэль Макрон произнёс одну из своих кратких знаменательных речей — речь в память умершего 200 лет назад и покоящегося в этих стенах в пантеоне Дома Инвалидов Наполеона Бонапарта.
Наполеон так много сделал для Франции, что слишком много места займёт одно только перечисление его заслуг, до сих пор актуальных для повседневной жизни Республики. Начиная от государственного устройства, создания армии и Академии Наук, Почётного Легиона, структуры власти, нахождения баланса полномочий между правительством, законодательством и обществом, оформления новой элиты, урегулирование отношений между слоями населения, где средний класс стал приоритетным в обществе (ранее он был низшим).
Это дало новое положение Франции в концерте европейских держав и открыло экспорт идей Французской революции по всему миру, где возникли новые государства, начиная от стран Латинской Америки и США и заканчивая вновь образовавшимися государствами Европы: новой Германии, Швейцарии и ряда других.
Франция самым прямым и эффективным образом повлияла на посленаполеоновское мироустройство итогами Венского Конгресса. Эпоха Бонапарта во многом определила и судьбу самой большой и богатой природными ресурсами страны в мире — России.
Христианство даже раньше, чем в Западной Европе, появилось на территории Китая. Первые монастыри и культовые христианские учреждения обнаружены здесь в III-IV веках, а в VII веке в ряде районов страны процветала монастырская культура. Учёные доказали, что христианство в Китае так же автохтонно, как и в Европе, но оно попало сюда неслучайно, а с целью экспансии новой монотеистической религии по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Культура революционной Франции, прогрессивные и просветительские успехи Наполеона вскоре после захвата Италии быстро дошли до молодых китайских генералов. В Китае начались проевропейские цивилизационные процессы: возрос интерес к европейской культуре, литературе. Местная элита стала интересоваться идеями и принципами прогрессивной французской аристократии. Прежде всего, самого Наполеона и его ближайшего окружения. Тогда на китайский язык стали переводиться французские и другие европейские произведения.
В России происходило нечто подобное. Французская аристократия, потерявшая во Франции всё: земли, имущество, титулатуру ушла в Россию в качестве профессорско-преподавательского состава, в гувернеры, основные социальные сферы (медицину, социальное строительство, архитектуру).
Всё начало XIX века до наполеоновского вторжения было периодом откровенного офранцуживания российского общества, главным образом элит. Не было практически ни одной дворянской семьи без французских боны и гувернёра. Яркое тому свидетельство — творчество А.С. Пушкина, который в «Евгении Онегине» писал об этом.
Наполеоновская эпоха — это не просто эпоха наполеоновских войн. Это эпоха торжества новых идей, пусть противоречивых, пусть в результате сомнительных и реакционных. Это эпоха переворота в сознании элит на огромном, доселе невиданном географическом пространстве.
Идеи эпохи Наполеона Бонапарта живы до сих пор. Но не всё из того, о чём говорил маленьких корсиканец, нашло понимание и поддержку в массах. Например, его заявление 1802 года о желании вернуться к рабовладению во французских колониях привело к восстанию рабов и свержению власти французов-революционеров на Гаити и ряде других мест.
Тем не менее, в основном идеи и помыслы Наполеона как человека, низвергающего прежних кумиров и идущего напролом навстречу пожеланиям широких масс, сильны и сегодня. Видимо, это и хотел сказать президент Э. Макрон в своём послании в дни памяти великого француза.