Морской патрульный самолёт Atlantique 2 ВМС Франции (MPA) был обнаружен радаром российской системы ПВО С-400 и подвергся с её стороны радиоэлектронному подавлению. «Самолёт выполнял миссию НАТО», — пишет западная пресса, при этом признавая вероятность того, что французы могли зайти в территориальное воздушное пространство Калининграда.
Министр обороны Франции Себастьен Лекорню настаивает, что самолёт патрулировал международное воздушное пространство над Балтийским морем в рамках операции НАТО, когда получил сигнал от российского радара. Naval News уточняет, что речь идёт об «участии в миссии НАТО по обеспечению безопасности судоходства и, прежде всего, для наблюдения за проходящими судами России».
Эта миссия была заявлена 14 января на Саммите стран Балтийского моря и получила название Baltic Sentry «Балтийский дозор». Формальным поводом стало подозрение в том, что пиратствующие суда, якобы являющиеся частью «теневого флота России», выводят из строя электопроводку Прибалтики,в частности, между Эстонией и Финляндией.
Согласно предписаниям НАТО, патрульным самолётам и судам дано распоряжение проводить «возможную проверку, арест и задержание» подозрительных объектов.
Если отбросить пиар-составляющую натовского проекта (зачем следить за россиянами, если подозрительные ситуации происходят внутри границ ЕС и подозрения падают на суда третьих стран?), то действия европейской стороны вызывают справедливые подозрения в России.
«Балтику закрыть (во всяком случае, на законных основаниях) невозможно, — заявил в интервью Rentv политолог Дмитрий Родионов. — Но именно это они хотят сделать в отношении нас».
Сенатор Андрей Климов предположил, «что против России что-то задумывается», депутат Андрей Колесник уверен, что ведётся информационная война, а пресс-секретарь МИДа Мария Захарова уверена: европейцы хотят следить за государствами ЕС, закупающими российский газ.
«Обида» французов — это правильное понимание предупреждения от российских вооруженных сил. Радар — сигнал европейским партнёров о том, что дальнейшая эскалация будет пресекаться. Задержания российских судов и возможные иные действия по ограничению присутствия в Балтийском море получат адекватные ответные меры.