Чтобы противостоять радикальным течениям в среде французских мусульман, президент Франции Эммануэль Макрон избрал тактику административного давления на духовных представителей ислама. Он таким образом изменил давнюю политику, ведущую начало от 1901 года и соглашения Джеральда Дарманина с тремя авраамическими религиями (исламом, христианством и иудаизмом) в 1905 году, и на основе которых ранее осуществлялась деятельность религиозных организаций во Франции.
Теперь в стране не только возникнет Научный институт исламологии как ведущее направляющее мусульман заведение, но и будет налажен контроль за двумя надстройками, успешно действующими в мусульманских кругах. Первая из них — это имамы, которых во Франции насчитывается около 1800 человек. Вторая — это 2500 культурных ассоциаций, действующих вокруг мечетей и руководящих ими.
По давней традиции, проповедниками ислама являются нефранцузы, приезжающими к пастве из-за рубежа (прежде всего, из Марокко, Алжира и Турции), и лишь немногие из них говорят по-французски. Проповедь проходит на арабском языке.
Теперь имамов заставят вместе с национальным объединением — Советом мусульманского культа или CFCM сформировать национальные кадры для проповеди. Никакого приезжего влияния на французов отныне не будет, а «сертифицированные» имамы будут давать присягу о верности уставу.
Культурные ассоциации — союзы мусульман, которым с 1901 году дали право ходатайствовать об устроении мечетей в мэриях французских городов. Их регулирование было удобнее, чем соглашение 1905 года, и позволяло его обойти. Исторически сложилось, что в отличие от ассоциаций иудеев и христиан, финансовые и организационные источники мусульманских организаций на 92% действовали вне этого контроля.
Кроме того, Эммануэль Макрон дал право префектурам распускать ассоциации, если они радикализовались. Ранее нередко бывало, что через выборы радикалы одерживали здесь верх, контролировали мечети и вербовали «правильных» имамов. Теперь ассоциации будут прекращать своё функционирование при первых признаках бунта.