Испания в центре внимания мировой экономической общественности: Михаил Фридман — олигарх №3 в России «сходит с корабля»? Сначала появилась информация, что Испания с апреля закрыла «золотой дождь» прекратила выдавать «золотые визы» не только россиянам, но вообще, а теперь обсуждается, что страна может нанести удар по одному из столпов своей экономики.
Причина этого явления неизвестна — администрация её не называет. Но печать представляет странный разворот в традиционной политике приглашать «богатеньких буратино» ещё с допандемийный времен как нечто очень странное и несвоевременное. Имеется ввиду, что «беглые олигархи» (ставка делалась на них) давали не менее 10% прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а по некоторым оценкам, до 13%.
Ни одна статья инвестиционного прогресса не осуществляется так надежно, быстро и успешно, как привлечение на постоянное место жительства зарубежных инвесторов. Такое положение не исключительное — помимо Испании, 12 стран Еврозоны следуют по проверенному пути привлечения ПИИ.
Как бы там ни было, для Пиренейского государства «золотой дождь» был вещью необходимой — помимо привлечения «беглых миллиардеров» (и не только беглых), сюда перекочевывали штаб-квартиры вместе с бизнесом.
«Золотой дождь» хорошо изучен как явление и освещен в испанской и европейской печати. Например, медиаконцерн Дойче Велле постоянно ведет рубрику — мониторинг пребывания миллиардеров из стран Восточной Европы.
Почему немецкая печать открыто обсуждает вопрос о перемещении как самих бывших жителей стран Восточной Европы, так и их капитала — вполне понятно. Германская экономика — самая конкурентоспособная из европейских, считает своим долгом помогать, пусть и информационно «младшим партнерам» по еврозоне. По этой причине немецкая печать так внимательно отслеживает инвестиционные потоки в соседние страны, прежде всего, такие успешные по данному критерию, как Испания.
Сам по себе испанский капитал не просто невраждебно, но весьма гостеприимно и дружелюбно привлекает и взаимодействует с капиталом из стран Восточной Европы. Прежде всего, из России.
Капитал не имеет национальности, пристрастий и характеристик, кроме увеличения капиталовложений и умножение системы гарантий для вывоза капитала, в основном, в зоны комфортного пребывания капитала (Панамский перешеек и прочие удобные, райские гавани для вечного покоя этого самого главного двигателя мирового прогресса).
Но перевалочным пунктом является некая экономика — в данном случае, испанская, которая должна отшлифовать, санировать этот капитал, который по традиции считается «криминальным» (иногда и в самой России, тем более в странах последнего размещения)
Перечень подобных ситуаций нескончаем. Едва ли не все магнаты («жирные коты»), которые ещё в 1990е годы по другой программе (не золотых виз) размещали капиталы — инвестиции взамен на ПМЖ. Испанская полиция даже создала специальный отдел, который занимается отслеживанием «восточноевропейского капитала», который по ошибке, целенаправленно испанская печать окрестила «русским».
На самом деле, меньше 1% всех пришедших из стран Восточной Европы деньга российские. В основном, это деньги с Украины, Румынии, Молдавии, Польши, Хорватии и далее по списку.
Ситуация же с российскими деньгами чрезвычайно неоднозначна и каждый случай разбирается отдельно. Например, небезызвестный Михаил Фридман владеет несколькими ритейловскими сетями — «Чижик» и так далее, он является соучредителем нескольких банков, в том числе самого крупного коммерческого банка. Ровно такую сеть он создал, по-видимому, в Испании.
По данным европейских сми, империя олигарха имеет штаб-квартиру в Люксембурге — стране, принимающей олигархов с распростертыми объятиями, где право на вход даётся цифрой не менее 9 нулей. Имея огромную бизнес империю, Фридман занимается поиском, нахождением и размещением ритейловских денег в ряде южно-европейских стран. На первом месте оказалась Испания, причем сеть Фридмана там оказалась настолько успешна, что опережает по обороту капитала самую старинную испанскую сеть, считающую себя брендом розничной торговли Меркадону!
Успехом вложений Михаила Фридмана в Испании способствует крупное пророссийское лобби в испанской конфедерации промышленников и предпринимателей, которых я хорошо помню по визиту в ИМЭМО в бытность директором академика В.А. Мартынова. Верхушка этой самой мощной в Европе олигархической организации приезжала сюда нащупывать пути для сотрудничества сверхмонополистического капитала Испании с нарождающимся олигархическим «криминальным» капиталом в СССР.
ИМЭМО поразило их блестящее знание советской экономики и владение научным аппаратом. Они знали марксистскую идеологию и лексику лучше многих присутствующих на беседе с советской стороны.
Запись беседы — обязательное условие переговоров в ту пору — до сих пор хранится в архиве ИМЭМО как научное наследие российско-испанских научных и экономических связей. Неизвестно, что беседа дала больше — знаний ли российским испанистам реалий испанской экономики или понимания испанским предпринимателям — капитанам испанской экономики — возможных формул взаимодействия мировой экономики с тогда ещё не совсем рыночной экономикой огромнейшей страны в мире.
Я и сейчас считаю российскую экономику не вполне рыночной. Здесь наступила эра очагового капитализма,, где есть наметки рыночных отношений, хотя одновременно экономика в целом продолжает быть в рамках системы командно-административного управления, хотя и без Госплана и Госснаба (госзаказа в том виде, как он существовал в СССР).
Первыми ласточками в Испании стали российские «жирные коты» — люди, сколотившие капитал, как и их лидер Борис Березовский на пошиве «левых» джинсов и кооперативном движении. Я хорошо помню кооператив «Наука», которым руководили мальчики из Института космических исследований АН СССР. Они привлекли несколько человек из ИМЭМО, чтобы начать поставлять «левые» компьютеры в массовом порядке в основном в те организации, которые не имели возможности выйти в открытый океан безбрежного международного бизнеса.
Нашим непосредственным руководителем был А.Р. Богомолов — сын директора института, и сын другого директора института АН — Владимир Капустин, ныне живущий и занимающийся бизнесом и забывший свои академические корни.
Если представить себе, что все эти мальчики и девочки в коротких штанишках — вчерашние стажеры академических институтов стали капитанами мирового бизнеса, то это непосредственная заслуга Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Мальчикам и девочкам они прокладывали золотые стежки-дорожки, путь в мировой бизнес.
Я очень хорошо помню, как поднимались как грибы после дождя эти капиталы. Это напоминает 1862 год, когда ушлое крестьянство вместо того чтобы продолжать заниматься землей и обустройством наделов ринулось сначала в Крестьянский, затем в Дворянский банк, создавая фортуны. Большинство выходцев из купеческой среды — включая Абрикосовых, создали капитал там.
Но вернемся к испанским будням современного олигархата. Михаил Фридман просит снять с него санкционные рестрикции, объясняя это тем, что он не может из-за рубежа руководить своей полезной империей в Испании, При этом он называет астрономическую для Испании сумму почти в 8 миллиардов долларов, которую он готов вложить в испанскую экономику.
Объясняя такой неожиданный разворот в экономической политике, «успешный предприниматель» с советской экономической историей неоднократно «выступал против войны на Украине», и готов повторять свои проукраинские антироссийские лозунги до тех пор, пока с него не снимут схизму.
Конечно, 8 миллиардов — это аргумент. Но как в данном случае поступят испанский капитал и руководство? Думаю, как всегда разумно.



