Гардиан: Китай инвестирует в Африку и колонизирует её

Гардиан: Китай инвестирует в Африку и колонизирует её

Издание Гардиан провело расследование одной важной инвестиции Китая в Африку. Порт Багамойо, в прежние времена один из форпостов торговли континента слоновой костью и рабами, некоторое время тому назад получил около $10 млрд инвестиций из КНР, что превращает его в крупнейший африканский порт, «африканский Шеньжень». Но что это — вклад в развитие региона или новый колониализм?

После нескольких лет задержки правительство Танзании говорит, что оно находится на заключительной стадии переговоров с государственным China Merchants Holdings International, инвестирующим в Багайомо. Многие сельчане уже приняли компенсацию за потерю своих домов. По итогам запланированных работ лагуна будет углублена, чтобы обеспечить доступ к огромным грузовым судам, которые будут стоять в очереди за много миль в море. Багамойо может стать промышленными воротами не только для переполненной молодым населением Танзании, но и для полудюжины других африканских стран, не имеющих выхода к морю.

Что касается особой экономической зоны, в рамках которой ведётся строительство порта то в первоначальном Генеральном плане предполагались заводы в огороженной промышленной зоне и многоквартирные дома для размещения предполагаемого будущего припортового населения в 75’000 человек. План включает школы и медицинские центры, детские площадки и волоконно-оптическую широкополосную связь. Велись даже разговоры о возведении здесь международного аэропорта.

Предлагаемая радикальная трансформация береговой линии Багамойо является неофициальным расширением Восточной Африки в рамках инициативы Председателя КНР Си Цзиньпина «один пояс и один путь» – и является лишь последним в длинной линии китайско-африканских проектов. В преддверии саммита Китай-Африка в следующем месяце министр иностранных дел Ван и приглашает африканских лидеров “сесть на быстрый поезд развития”.

Прошло девять лет с тех пор, как Китай обошел США в качестве крупнейшего торгового партнера Африки. Хотя Кения и Эфиопия были единственными африканскими странами из 30 стран, подписавших экономические и торговые соглашения на форуме «один пояс-один путь» в Пекине в мае прошлого года, Китай был занят на континенте.

Флагманский проект «пояс и дорога» — это 290-мильная железная дорога Кении от столицы Найроби до портового города Момбаса, которая открылась для общественности в прошлом году. Планируется распространить эту сеть на Южный Судан, Уганду, Руанду и Бурунди; она уже стала крупнейшим инфраструктурным проектом страны со времени обретения независимости.

Относительно того, что Багамойо готовится к трансформации из сонного города в мега-порт, жители, кажется, чувствуют себя единодушно положительно. Многие африканцы, безусловно, видят основания для оптимизма. По данным исследовательского центра Pew, почти две трети Танзанийцев смотрят на Китай благоприятно, по сравнению с менее чем половиной европейцев и американцев. От водителей такси в Старом городе до молодых менеджеров ресторанов, все уверены, что новая инвестиция Китая в Африку принесет пользу: будет больше дел, больше офисов, больше работы, больше денег.

Даже рыбаки, чья спокойная жизнь кажется перевернутой с ног на голову, настроены оптимистично. Несмотря на опасения, что компенсации, уже выплаченной в связи со специальной экономической зоной, не было достаточно для переселения, большинство уверено, что новое богатство каким-то образом просочится вниз.

Хотя Китай одолжил континенту колоссальные $95.5 млрд на континенте в 2000-2015 годах, исследователи китайской Африканской исследовательской инициативы обнаружили, что большая часть этого была потрачена на устранение отставания инфраструктуры Африки. Около 40% китайских кредитов было направлено на энергетические проекты,еще 30% — на модернизацию транспортной инфраструктуры. Кредиты выдавались по сравнительно низким процентным ставкам и с длительными сроками погашения.

«Риск для африканских заемщиков связан с прибыльностью проекта, — говорит директор Cari Дебора Брутигам: «Смогут ли они за счет этих проектов генерировать достаточную экономическую активность для погашения этих кредитов? Китайцы считают, что порты и специальные экономические зоны являются «беспроигрышным» инструментом развития. Это то, что они делали дома на более ранней стадии своего развития».

Были опасения по поводу этих кредитов. Исследования на центре глобального развития определили, что Джибути, например, оказался сильно уязвимым к долгам (по подсчётам МВФ), увеличив объём внешнего государственного долга на 50% до 85% ВВП за два года. Это дало основания к тому, чтобы перед своим визитом в Африку в марте бывший госсекретарь США Рекс Тиллерсон обвинил Китай в хищнической кредитной практике; когда он был госсекретарем, Хиллари Клинтон предупредила о «новом колониализме» Китая. Но противостоять этому явлению, опирающемуся на всеобщие надежды и поддержку, американцы не в силах.

Поделиться с друзьями
Subscription