В мире насчитывается порядка 170 народов и этносов, которые влиятельны за пределами своей исторической родины, как и дома. Наиболее известными являются евреи, армяне и китайцы. Наименее известны русские, баски и японцы.
Должен напомнить уважаемым читателям, что существует международная организация разделённых народов, которая весьма влиятельна и сильна в целом ряде международных организаций типа ООН, ВТО, Европарламент и ряде других.
Эти народы и этносы за своей спиной имеют народы, находящиеся на исторической территории, этим-то они и сильны. Сейчас сложно говорить о том, какие из этих народов и этносов более влиятельны в международных организациях, а тем более в других странах, как, например, в США или Австралии. Но ясно одно: они бывают весьма и весьма влиятельны.
Приведу пример: без звучного голоса объединённой еврейской общины США не может победить на выборах ни один кандидат в президенты. У каждого из кандидатов в президенты «свои» еврейские организации, а победит лишь только тот, кто сумеет «перетянуть» на свою сторону большинство из совокупного их числа.
Что-то наподобие этого, но в меньшем масштабе, наблюдается и в случае с басками в Венесуэле. Самая прочная, компактная, монолитная и сильная иностранная диаспора в стране — именно баски. Они не представлены какой-то особой партией, но в бытность президентом Карлоса-Андреса Переса этот народ по каким-то причинам сплошь голосовал за него.
Баски в Венесуэле контролируют традиционно три главных сегмента самой нефтяной экономики мира: сегмент разведки и разработки месторождений углеводородов (прежде всего, нефти, по количеству разведанных месторождений и объёму добычи которой Венесуэла номер один в мире), строительство и финансовое обеспечение нефтеперерабатывающих заводов, а также (не зависимо от политической ориентации властей и их собственной) баски контролируют всю венесуэльскую систему расчётов между поставщиками и клиентами за «чёрное золото».
Не будет лишним узнать, что баскские диаспоры в Латинской Америке всегда занимают одно из трёх первых мест. среди «испанских диаспор» Нового Света Но в отдельных странах (не менее половины из 26) баски играют первую-вторую скрипку в многонациональном симфоническом оркестре испанской национальности.
Как пример Венесуэлы, так и примеры ряда других латиноамериканских стран (Мексики, Аргентины, Уругвая, Парагвая) подводит нас к мысли о том, что место и роль баскской диаспоры в США как минимум не должны быть меньше.
Ещё в самом начале пребывания Дональда Трампа в президентском кресле было во всеуслышание объявлено, что США представляет собой уже не англоговорящую страну, а вполне испаноговорящую, причём с акцентом на то, что испаноязычные граждане играют если не первую скрипку в совокупном объёме процесса принятия решений, то входят в первую тройку наиболее слышимых голосов на Капитолии.
Здесь следует особо отменить место и роль баскской диаспоры в США. Об этом написаны-перенаписаны горы литературы; на этом строится целая далеко идущая гипотеза с неизвестным концом о том, что баски чуть ли не главные лоббисты Пиренейского полуострова в самой мощной на сегодняшний день мировой державе.
Скажем осторожно: это не то чтобы было далеко от истины, но это тема, которая требует особого осмысления и особого критериального подхода — не с чем сравнивать.
Однако, что правда — то правда: появляются громкие имена политических деятелей, сенаторов, крупных ньюсмейкеров США, у которых либо родители, либо предки, либо жёны были басками по национальности. Они не теряют связь с исторической родиной и порой поддерживают интерес к баскской проблематике в США. Наиболее известной резонансной фигурой в этом плане был сенатор Поль Лексолт. Я говорю о нём только по тому, что его имя и его фигура давным-давно обсуждались в американской и мировой прессе в названном контексте.
В США немало и басков, не носящих баскские фамилии (как не носят русские фамилии, если они таковы по матери или по бабке: возьмите Леонардо ди Каприо, хотя он и не политик, но уже стал заметен вблизи неё, и ряд других).
Испанцы действительно расселены по всему американскому государству. Во всех более чем 50 штатах компактно проживают представители всех регионов Испании: от потомков жителей Канарских островов до уроженцев Мурсии и Астурии. Так что же удивительного в том, что есть целый ряд штатов США, где компактно проживают баски?
В стране есть крупные города, где указатели на улицах и дорожные знаки написаны на двух языках: английском и баскском. Есть и населённые пункты, где три четверти (мне попадались данные и о том, что пять шестых) жителей составляют либо баски, либо их потомки. Причём это такие населённые пункты, где живут не менее 100 тысяч человек.
Есть специальная литература, в том числе научная и публицистическая, где на регулярной основе отслеживают жизнь и активную деятельность баскских диаспор в США и в целом по миру. Эту литературу поддерживают и издают правительство Страны Басков и благотворительные фонды, которых по миру насчитывается не менее 170.
Если к этому добавить третью по величине фракцию в Европарламенте, представленную национальными регионами («субъектами Европейской конфедерации» или «регионами»), то можете себе представить, какой силы и объёма голос у таких «малых европейских народов», как 5-миллионных баскский народ.
Достойно сожаления, что за пределами России проживает 35 миллионов русских, голос которых как не был слышен на родине, так он тем более не слышен и за рубежом, кроме как в серии скандальных эпизодов по ловле главарей мафии в криминальной хронике некоторых европейских стран.