Гениальный ход Щедрина: оратория «Ленин в сердце народном»

Гениальный ход Щедрина: оратория «Ленин в сердце народном»

Молодой композитор пытался сгладить конфликт с партией. Партия оценила ход и присудила Госпремию СССР.

Что делать нам с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага
И как встречала в шестьдесят восьмом…

А. Твардовский

После событий августа 1968 года и ввода советских войск в Чехословакию над рядом творческих деятелей СССР, не подписавших письмо в поддержку действия советской власти, нависла незримая, но вполне реальная угроза. В их числе был молодой член Союза композиторов РСФСР, преподаватель композиции Московской консерватории Родион Щедрин. Его преподавательская карьера завершилась скоро – в 1969 Родион Константинович покинул родную консерваторию из-за конфликта с партийным руководством. Одной из причин стал отказ подписать то самое письмо.

Родион Щедрин
Родион Щедрин

Понимая нависшую над ним угрозу, Родион Щедрин понял – надо как-то исправлять ситуацию. Близилось 100-летие со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина, и Щедрин решился создать произведение на эту тематику. Идею подал и друг композитора поэт Андрей Вознесенский, который ранее, в 1962 году, опубликовал стихи «Лонжюмо», посвященные слушателям школы Ленина.

Другим источником идеи создать ораторию на ленинскую тему стал пример Дмитрия Шостаковича. В 1949 году им была создана оратория «Песня о лесах», прославляющая план заселения российских степей и прославляющая Сталина. Ее премьера помогла Шостаковичу вернуть благосклонность правительства: через год после премьеры композитору вручили Сталинскую премию.

Щедрин не был согласен идти на уступки и поступаться собственными принципами. Решение было найдено гениальное: литературным источником новой оратории стали документальные воспоминания о Ленине простых людей. В основу легли воспоминания латышского стрелка Бельмаса, который дежурил в Горках в день смерти Ленина, работницы завода имени Михельсона Наторовой, которая заметила отсутствие у Ленина на пальто пуговицы и пришила взамен свою и слова сказительницы Крюковой.

Документальная основа текста, эмоциональный окрас воспоминаний простых людей и взгляд на монументальную фигуру Ленина с бытовой стороны полностью исключили формальный характер оратории. Яркое произведение изобиловало фольклорными мотивами, атональными эпизодами, было наполнено яркими образами и резко выделялось на фоне традиционных произведений идеологической тематики.

Р. Щедрин. Оратория «Ленин в сердце народном»

Оратория «Ленин в сердце народном» была принята с большим воодушевлением, имела огромный успех не только в СССР, но была также с овациями принята в Лондоне, Париже и Берлине. Молодой композитор не только «подправил» свою репутацию перед партией, но был награжден Государственной премией СССР в 1972 году. Спустя еще год его избрали председателем правления Союза композиторов РСФСР. При этом Щедрин, в отличие от Шостаковича, так и не вступил в партию.

Первым исполнителем партии Бельмаса в оратории «Ленин в сердце народном» был Лев Лещенко. Для молодого солиста Гостелерадио СССР это был знаковый дебют, который наравне с победой в том же году на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, подарил молодому исполнителю большую известность и признание.

Две недели я как проклятый учу эту партию с таким примерно текстом: «Я, бывший батрак, в семнадцатом году бросил работать у кулака и вступил в ряды большевистской партии…». Привычных тактов здесь нет, чистейший образец атональной, аритмической музыки. … Особенно запомнился тот момент, когда, по оратории, Бельмас узнаёт о смерти Ленина: «Не верится, не верится, не может этого быть! Ленин жив, жив Ленин!..» Сажусь после этого на стул, а меня всего аж трясёт — и от премьерного волнения, и от нервного перенапряжения, пережитого в партии Бельмаса.

Из книги «Апология памяти» Л. Лещенко

В 2000-х годах Родион Щедрин, вспоминая о созданной оратории на ленинскую тематику, отметил, что нисколько не стыдится этого произведения. С точки зрения композиторского мастерства «Ленин в сердце народном» является совершенным образцом творческого почерка Щедрина, а документальный характер текстов полностью исключает какие-то ни было идеологические поползновения в сторону композитора.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку