Главы МИД РФ и США решат, будет ли военное вторжение в Венесуэлу

Сегодня Госсекретарь США Майкл Помпео заявил о возможности военного вмешательства страны в дела Венесуэлы. Сегодня же стало известно о том, что 6-7 мая в Финляндии (предположительно, в Хельсинки) состоится встреча между Госсекретарём США и С. Лавровым, Министром иностранных дел РФ.

Суть встречи ясна. Там будет определено, сможет ли российская сторона достичь своей главной цели: не допустить силового воздействия на ситуацию в Венесуэле. Посмотрим. Ситуация очень сложная, противоречивая и неоднозначная. О чём идёт речь. А вот о чём.

Американская сторона и иже с ними проводит политику лобового давления на правительство Николаса Мадуро. Американская же сторона во всеуслышание заявляет о том, что у Николаса Мадуро нет никакой социальной поддержки в стране, что широкие слои венесуэльского населения находятся в зоне влияния оппозиции — Хуана Гуайдо и Леопольдо Лопеса, недавно вышедшего из-под домашнего ареста, находящегося в испанском посольстве и ведущего прямые переговоры с некоторыми представителями вооруженных сил Венесуэлы.

Американская пресса во всеуслышание утверждает, что никакой поддержки у Мадуро нет, и его власть-де подкрепляется помощью из Москвы и из Гаваны, и что он опирается на горстку венесуэльской бюрократии, вооруженные силы и спецслужбы. Характерна вчерашняя провокация американских СМИ со ссылкой на слова руководителей Госдепа США о том, что 1 мая Николас Мадуро уж было сел на самолёт, чтобы лететь в Гавану. Это как бы говорит о том, что его дни сочтены под натиском народа, организованного оппозицией в рамках операции «Свобода». Якобы лишь только российская сторона воспрепятствовала этому необдуманному шагу президента, ей он обязан тем, что status quo был сохранён.

Стало необходимым выступление самого Николаса Мадуро в электронных СМИ, на телевидении и радио, для того чтобы развеять очередную клевету в его адрес со стороны американских властей. В своём выступлении он добавил слова, которые в переводе с испанского звучат как «господин Помпео, это несерьёзно!».

Ну что ж, события закручиваются и приобретают, прямо скажем, остросюжетный характер. У оппозиции нет никаких сил и средств сместить законного президента. Леопольдо Лопес, сбежавший в посольство Испании из-под домашнего ареста, ведёт переговоры с отступниками из стана Николаса Мадуро, но результат всё тот же. С другой стороны, и Николас Мадуро не в состоянии загасить волнения, разразившиеся по 19 штатам из 23.

Как быть, что же делать? Понятно, что армия была, есть и будет на стороне Николаса Мадуро. У оппозиции, как говорят в народе, кишка тонка сместить нынешнюю власть в одночасье. Да, действительно, похоже на то, что всё идёт к одному — видимо, вашингтонский обком идёт по сценарию силового разрешения ситуации. Но для этого нужно оповестить Москву, а через неё и Гавану о том, чтобы избежать масштабного кровопролития. То есть, по всей видимости, американцы не хотят, чтобы со стороны России (а также Кубы, и, может быть, Китая) были бы крупные поставки боевой техники и даже добровольцев ЧВК, как это неоднократно было в истории.

Вот именно для этого — разрешения главного вопроса в сегодняшних международных делах, в которых видно лобовое противостояние между Россией и США — вопроса вокруг Венесуэлы, и будет посвящена встреча двух глав внешнеполитических ведомств двух сверхдержав. У американцев есть свой набор методов давления на Россию, начиная от шантажа по вопросу об СНВ-3, и кончая вопроса вокруг базы «Рубанек» в Сирии. У России же в её редакционном портфеле свой набор крупных козырных карт. Пожалуй, главная из которых — присоединится или не присоединится Москва к торговым войнам против США на стороне Китая. Американцы этого страшно боятся, и по их предварительным расчётам, произойди это сейчас — они будут терять сумму, сопоставимую с тем, что они бы выиграли в случае прихода к власти в Венесуэле своего сателлита.

Но тут надо понимать и учитывать одно обстоятельство. Давление на Россию будет столь велико, сколь необходимо для России в ответ «держать фронт» и не сдавать Венесуэлу. Причём цена вопроса для России — имиджевая, а вовсе не политическая. Если сейчас Россия даст слабинку и американцы почувствуют, что они прямо или косвенно (сами ли, или силами Колумбии и Бразилии) смогут вмешаться в дела Венесуэлы, то для России «дело — табак». Другими словами, этого делать нельзя, и в данном случае надо действовать по формуле «пан или пропал» — сначала задействовать весь арсенал дипломатических средств, а дальше — …

Поделиться с друзьями
Subscription