Гольдберг-вариации: пилюля от бессонницы и тайна трёх Иоганнов

Гольдберг-вариации: пилюля от бессонницы и тайна трёх Иоганнов

По легенде вариации, названные именем клавесиниста Гольдберга, созданы для облегчения бессонницы русского посла в Саксонии графа Кайзерлинга. Скрытый от глаз подтекст, как всегда, более интересен и символичен.

Жан Рондо исполняет «Гольдберг-вариации» для проекта Нидерландского баховского общества «All of Bach»

Гольдберг-вариации – пример гениальной музыки, в истории создания которой есть красивая легенда, но нет ни одного ее фактического подтверждения. Музыка, созданная великим Иоганном Бахом, по версии его первого биографа Иоганна Форкеля предназначалась третьему Иоганну – Гольдбергу, известному виртуозу эпохи барокко. Но в этой истории есть множество нестыковок.

«Ария и 30 вариаций для клавесина с двумя мануалами» были впервые опубликованы в 1741 году как четвертый из баховских сборников клавирных упражнений. Ария соль-мажор и следующие за ней вариации широко известны под названием «Гольдберг-вариаций» по имени клавесиниста-виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга (1727-1756).

Гольдберг был одним из виртуозов своего времени. В раннем возрасте талант юноши заметил барон (с 1742 года граф) фон Кайзерлинг, который пригласил его к себе в статусе личного музыканта. По версии исследователей, Гольдберг занимался у «дрезденского Баха» — старшего сына Иоганна Себастьяна Вильгельма Фридемана и, вероятно, мог брать единичные уроки у самого Иоганна Себастьяна, когда вместе с Кайзерлингом бывал в Лейпциге.

О том, что вариации созданы для исполнения их Гольдбергом, не находят подтверждения – на титульном листе первого издания имя клавесиниста-виртуоза не обозначено, а само произведение Бах называет «Арией с вариациями».

Титульный лист первого издания
Титульный лист первого издания

По версии Форкеля, Гольдберг был лишь проводником баховской музыки к ее главному слушателю – графу фон Кайзерлингу, курляндскому дипломату на русской службе, посланнику России в Священной Римской империи и Речи Посполитой, а в 1733-1734 годах – президенту Российской Академии наук и художеств.

М.К. Э. Хагельханс. Портрет Германа Карла фон Кайзерлинга (1697-1764)
М.К. Э. Хагельханс. Портрет Германа Карла фон Кайзерлинга (1697-1764)

Форкель писал, что часто болеющий граф нередко страдал бессонницей. Чтобы скрасить мучительное ожидание утра, он приглашал Гольдберга. Последний в соседней комнате играл для вельможи приятные клавесинные пьесы.

Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, достаточно бодрые по характеру, чтоб они могли скрасить его бессонные ночи. Бах решил, что тут, пожалуй, лучше всего подойдут вариации…

И.Н. Форкель об истории создания «Гольдберг-вариаций»

Форкель приводит сведения, что баховский цикл настолько впечатлил Кайзерлинга, что он одарил композитора золотым кубком, наполненным сотней луидоров. Если верить современным конвертерам валют, то сумма гонорара достигала весьма внушительных размеров. Есть большие сомнения, что эта история имела место в жизни Баха. Факт создания произведения для такого высокопоставленного человека не мог не быть отраженным в посвящении. Но Бах подобного посвящения для вариаций не оставил.

Также с трудом верится, что такое гениальное и выверенное по композиции произведение, могло быть создано для ублажения слуха страдающего бессонницей. «Гольдберг-вариации» являют нам сокрытую за кажущейся простотой стройность формы. Каждая вариация в этом цикле подчинена строгому правилу: последовательно здесь чередуются танцевальные, виртуозные вариации и каноны. При этом последние в каждом новом круге исполняются с растущим интервалом вступления голосов – от унисона до ноны.

Таким образом, вся структура вариаций словно идет по восходящей спирали, начинаясь и заканчиваясь божественной Арией. Движение по кругу – от рождения через смерть к воскрешению, а может от рассвета через закат до нового рассвета – вот истинный смысл «Гольдберг-вариаций». А красивая история их создания, вероятно, не более чем легенда. Хотя и она не могла возникнуть на пустом месте.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку