Музыкальная гостиная Васильчиковых приняла первых гостей

Музыкальная гостиная Васильчиковых

Овальный зал особняка князей Васильчиковых, сейчас занятых Музеем военной формы — одна из немногих частей знаменитого здания, которая без кардинальных изменений сохранилась с начала XIX века. Хотя князья не владели этим жилищем, а арендовали его у князя Черкасского до 1855 года, именно Васильчиковы прославили здание среди москвичей благодаря этому месту.

В разные годы и в разных домах (другой знаменитый салон они держали в Павловске близ Петербурга) князья принимали у себя весь цвет культуры того времени: Пушкина и Писемского, Гоголя и Айвазовского, Тютчева и Щепкина, Грановского и Соллогуба. У них бывали лисатели, историки, музыканты, театральные деятели и поэты. Находили своё вдохновение, отдыхали и спорили.

Николай Васильевич Гоголь читал Васильчиковым свои произведения по дням приёма гостей — по средам, но он был вхож в этот дом и в другие дни, когда занимался воспитанием хозяйского сына Васеньки — одного из пятерых детей четы, которому плохо давалась учёба по состоянию здоровья. Его работа на Васильчиковых началась в 1831 году, и во многом она способствовала узнаваемости произведений писателя в литературных кругах.

Вчерашний провинциал, до середины 1840-х годов Гоголь носил щёгольский пёстрый жилет с большой цепочкой и хохол на голове. Таким его запомнил выдающийся славянофил С.Т. Аксаков, другой гость салона Васильчиковых в Павловске. Но в период расцвета салона в Москве на Большой Никитской — в 1845-1855 годах, он уже именитый писатель, благословлённый на творчество Пушкиным, украшение литературного салона Васильчиковых и гость в те дни, когда здесь давали балы и музыкальные вечера.

Музей военной формы решил возродить давнюю традицию и устроить Музыкальные вечера. Концерты будут проходить в том же Овальном зале и напомнят о временах, когда дворянская усадьба была гостеприимным домом и центром московского просвещения.

Первый концерт «Бетховен-Брамс. От классики к романтизму» показал, что организаторы хотели бы видеть у себя просвещённую аудиторию, способную насладиться прекрасной для камерных вечеров акустикой и напитаться той эпохой, когда завершал творить Людвиг ван Бетховен и только родился великий романтик Иоганн Брамс. Эпохой, которая олицетворяла блеск литературно-музыкального салона князей Васильчиковых.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку