Чем отличается человеколюбие от гуманизма? «Да ничем!», — скажете вы. Однако разница между ними состоит в том, что гуманизмом можно прикрывать отсутствие человеколюбия. В традиционно католической стране, народ и правительство которой кичится образцово-показательными традиционными ценностями, произошло нечто, что меня шокировало — я не сплю, не ем и не могу понять, что происходит?
Глава Народного правительства Педро Санчес объявил о том, что случилось “великое социальное завоевание” — легализация эвтаназии в Испании. В своем Твиттере он написал, что реформа является “шагом вперед в достижении свободы, реализации гражданских прав и охраны человеческого достоинства”.
Долго живу на белом свете, но никогда не слышал, что верхом гуманизма может быть отключение от жизнеобеспечения или отравление пожилого и больного человека, когда этим шагом можно прекратить борьбу живых и здоровых людей за жизнь умирающего.
Вопрос об эвтаназии горячо обсуждался в Испании с тех пор, как Рамон Сампедро в 1990-х годах провел целую кампанию с целью прекращению своих собственных страданий от тетраплегии. Его самоубийство в 1998 году было экранизировано в фильме 2004 года «Море внутри» с Хавьером Бардемом в главной роли.
К сожалению, опросы показывают, что до 80% населения Испании поддержали эвтаназию, несмотря на категоричную позицию католической церкви, называвшую эту законодательную инициативу антихристианской и человеконенависнической. Не привели в чувство законодателей и специальные молитвы верующих, и многочисленные протесты у стен парламента, в ходе которых люди несли транспаранты с изображением культа смерти.
Законодательство позволит совершеннолетним пациентам-резидентам, страдающим «серьезным и неизлечимым заболеванием» или ”серьезным, хроническим и инвалидизирующим заболеванием“, вызывающим ”невыносимые» страдания, письменно просить своего врача запустить процесс эвтаназии. Этот врач должен получить второе заключение от независимого специалиста, прежде чем комитет медицинских работников авторизует решение о прекращении жизни пациента или отпуске ему лекарств для облегчения самоубийства.
Да, я понимаю, что бывают обстоятельства, когда боль и страдания человека доходят до высшей точки. Человеку невыносимо трудно испытывать все эти страдания. Но в том-то и дело, что на это есть безмерная человеческая любовь, государственная мощь, выраженная в современных средствах медицины, обильно сдобренные любовью близких. В случае их отсутствия — вниманием благотворительных организаций. Всё это вместе взятое должно позволить многострадальному человеческому существу бесконечно долго, пока Господь его не приберёт, и пребывать в дольнем мире.
С какой стати какие-то непонятные люди, пусть даже и понятные (депутаты парламента), могут решать судьбу человека: жить ему или умереть?
Вчера я смотрел спектакль по произведению Куприна «Поединок». Там обезумевшая от эгоизма и самовлюблённости, запутавшаяся в страстях дамочка своими интригами (сначала — против мужа, а затем и против влюблённого в неё подпоручика) лишила жизни невинную душу — молодого человека, только что окончившего Академию Генштаба, перед которым расстилалась широкая равнина успешной карьеры пехотного офицера. Он мог жениться, создать семью, родить детишек, быть счастливым и радостным существом, наполняющим общество пореформенной поры, столь ярко и безупречно точно описанное А.И. Куприным, своими жизненными силами и соками русской жизнетворной энергии.
Никто никогда (ни государство, ни церковь, ни мама с папой) не может ни дать, ни отнять жизнь у человека. Это право, если так можно сказать — высокое право, имеет только Тот, Который…