Илон Маск может стать Томасом Кромвелем для США

Илон Маск может стать Томасом Кромвелем для США

Миллиардер был незаменим в предвыборной кампании Трампа, и теперь занимает руководящую должность в его будущей администрации. «Он может стать опасно полезным», — говорит в своей статье в Guardian британский профессор Открытого университета Джон Нотон.

Эксперт по влиянию технического прогресса на общество не скрывает своего негативного отношения к Дональду Трампу, сопровождая своё эссе едкими эпитетами, опустив которые, можно заключить, что он, сам того не желая, высоко оценивает новоизбранного президента.

«Представьте, — пишет Нотон, — что творилось в резиденции Трампа — в Мар-а-Лаго — в ночь выборов, в тот момент, когда становится ясно, что он победил». Заметим, что и представлять не надо — все это транслировали даже по российскому телевидению.

«Трамп в приподнятом настроении. (…) В своей победной речи избранный президент восхваляет свой предвыборный штаб, своего будущего вице-президента и свою семью. Каждый получает несколько секунд восхищения.

Однако одному человеку он посвящает целых четыре минуты. Это Илон Маск, самый богатый человек в истории. Трамп называет его «супер-гением», «особенным парнем» и «звездой». Тот прилетел прямо из Техаса на своём «Гольфстриме» (…). Он также потратил несколько сотен миллионов долларов и месяц своего времени, чтобы быть здесь. И теперь его время пришло. (…)»

Тут автор предлагает запомнить последнюю мысль, обещая к ней вернуться, но мы обратим внимание на другое — следующий за этим пассаж:

«А теперь представьте, о чем были заняты умы коллег Маска в Кремниевой долине, когда они сидели и грызли карандаши, составляя раболепные поздравительные послания Дональду. И поверьте мне, они были до умопомрачения подобострастны. По всей долине раздавался только скрежет зубов. Действительно, большинство из этих технологических титанов потратили месяцы, размышляя, как снискать расположение Трампа в случае, если он действительно победит. А тут Маск, который обошёл их и проник в самое сердце новой администрации. Это, должно быть, сводило их с ума».

Любопытный ход мыслей профессора, которые он приписывает незнакомым ему людям. Но продолжим.

«Забегая на несколько дней вперёд, мы обнаруживаем, что ситуация куда хуже: Трамп назначил Маска и его последователя Вивека Рамасвами руководителями «департамента эффективности правительства», (…) возложив на двух парней обязанность по согласованным усилиям сократить правила, бюрократию и расходы во всем федеральном правительстве. «Вместе эти два замечательных американца, — заявил их новый босс, — проложат моей администрации путь к ликвидации правительственной бюрократии, сокращению избыточных нормативных актов, сокращению расточительных расходов и реструктуризации федеральных агентств».

Нотон считает, что это результат обещания Маска сократить 2 из 6.8 трлн долларов государственного бюджета и предвыборных заявлений Рамасвами о планах по ликвидации ФБР, Министерства образования и Комиссии по ядерному регулированию.

Этот «департамент» вне «системы» удобный инструмент для того чтобы сокращать расходы, избегая конфликта интересов и юридических сложностей. Ведь компании Маска имеют контракты на 3 млрд долларов с 17 федеральными агентствами и взаимодействуют с влиятельными регулирующими ведомствами — Федеральное управление гражданской авиации, Национальный совет по трудовым отношениям, Комиссия по ценным бумагам и биржам, Федеральная комиссия по связи и Федеральная торговая комиссия.

«Стратегия Маска, как только он решил поддержать Трампа, состояла в том, чтобы пойти ва-банк, как он это делал много лет назад, когда с производством Tesla Model 3 возникли проблемы и он утверждал, что неделями спал на заводе. На последний месяц [предвыборной] кампании он переехал в Пенсильванию и каждый день активно работал на местах, заряжая энергией участников штаба и в целом повышая авторитет кампании, особенно в сельской местности», — пишет Нотон.

«Другими словами, он стал незаменимым для Трампа, и в этом может таится его проблема. Нарциссы не любят быть в долгу перед кем бы то ни было, независимо от того, насколько они были полезны.

Томас Кромвель стал незаменимым помощником Генриха VIII в 1530–х годах, и – как скоро узнают зрители второго сезона «Вулф-холла» — «Зеркало и свет» — в конечном счёте это не было удачным карьерным шагом. История, возможно, и не повторится, но на этот раз, как, предположительно, сказал Марк Твен, она может просто зарифмоваться».

Публицист говорит, что Томас Кромвель, который сделал для Англии очень много полезного (наполнил бюджет, низвёл патронат Папы Римского, подчинил церковь интересам государства) и обеспечил законность нескольких женитьб Генриха VIII, был в конечном итоге казнён им.

Такова логика британского истеблишмента, что в 16-м, что в 21-м веках…

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку