Со 2 июня 2019 года — дня прихода к власти в Испании Педро Санчеса — событие, о котором мы сейчас расскажем, есть главное в повестке дня его правительства.
Как Вы уже поняли, речь идёт о переносе останков генерала Франка с места его захоронения, произошедшего в 1975 году после смерти диктатора.
Вы скажете: «Как же так, перенос останков генерала Франко — главное в повестке дня правительства Социалистической Рабочей партии (СРП)? А Каталония, а социально-экономическое положение в стране, а проблемы Брексита и Испании, а инвестиции испанских банков в Латинской Америке и многое другое — это что, не самое главное?
Нет, самое главное для Испании, как и для всякой другой цивилизованной страны — это вопрос морального и нравственного здоровья нации, на котором и строится весь её правовой порядок. Кстати сказать, и вопрос строя — монархического ли, республиканского ли — тоже на этом строится.
До тех пор пока не решён вопрос с исторической памятью, а значит, и с правовым и моральным состоянием нации — другие вопросы не решаются.
Посудите сами, если могила палача, кровопийцы и людоеда покоится в месте упокоения праха 37 тысяч жертв, павших по вине его самого и его приспешников, это ли не акт высшей справедливости?
Конечно же, правы те, кто говорит, что не могут быть вместе могилы жертв и их палачей. Потомки, которые чтят своих невинно павших предков, должны иметь возможность придти и в нравственно чистом месте воздать им должное — помолиться за их души и мысленно обратиться к ним. Это акт индивидуальной скорби, в конце концов, это непреложное право любого нормального гражданина в любом правовом государстве. Могила же палача, диктатора и смертоубийцы должна находиться там, куда его перенесут родственники — это их право. Мы, как правоверные христиане и убеждённые сторонники правового государства, не можем отнять право у них на их минуту скорби по своему (каким бы он ни был звероподобным) предку.
Если не совершить этот символический акт — перенесение останков кровопийцы и людоеда в другое место — не будет завершён моральный цикл, который заключён в том, чтобы замкнуть круг правового формирования того государства, которое начал создавать Хуан-Карлос I Бурбон-и-Бурбон 20 ноября 1975 года.
Если не будет перенесено тело диктатора, не будет завершено главное действие в этом правовом цикле — формирование правового корпуса современного испанского государства, которое совершается этим финальным аккордом.
Почему это так важно для современной Испании, и почему это непреодолимое препятствие — перенести останки диктатора на новое место? Это событие должно положить конец в главном вопросе современной испанской власти — завершить акт покаяния за все совершенные преступления, автором, организатором и исполнителем которых был генерал Франко.
Не могла быть легитимной власть в Германии без покаяния за содеянное Адольфом Гитлером. Не может быть покаяния и не может быть правового государства в стране, где власти не реализовали покаяние, а, самое главное, где народ бы не принял этого покаяния.
В Испании перенос могилы генерала Франко из мест массового захоронения его жертв — это акт покаяния властей перед народом за совершенные им преступления, не имеющие срока давности. По сути дела, это исполнение решения исторического суда над злодеяниями диктатора, совершенными им с 1939 по 1975 годы.
Это так же важно для Испании, как и для всего мира. Чтобы все во всём мире всегда помнили о том, что ни одно преступление против человечества и против человека никогда и ни при каких обстоятельствах не пройдёт бесследно.
Наконец, в ночь на 24 октября на вертолёте (во избежание каких-либо общественных пертурбаций) останки диктатора в сопровождении министра юстиции Долорес дель Гадо будут перенесены на муниципальное кладбище в тихом мадридском районе Эль Пардо.
Задержки, которые произведены в связи с событиями в Каталонии и других местах Испании, уже не могут препятствовать самому главному событию в повестке дня сегодняшней Испании — тому, чтобы поставить последнюю точку в процессе восстановления морального и нравственного климата страны.
Что может быть важнее для любого руководителя страны, чем исполнение этой задачи — задачи восстановления морального климата и фактически подтверждения легитимности своей власти и, вообще-то говоря, и самого правового строя.