Известно, что самый знаменитый бордель в Париже конца прошлого века — Ле Шабонэ — посещали практически все представители крупнейших аристократических родов, следуя примеру принца Альберта (Берти), сына королевы Виктории и будущего короля Англии. Знаменитое кресло «для утех», куда одновременно могли помещаться 2-3 женщины, которым оказывал внимание принц Берти, до сих пор хранится в Париже, а его идеальная копия — в Лондоне, как символ связи аристократии с жизнью.
Ничего земное «великим», мол, не чуждо. Аристократия в Англии, как аристократия в Испании — олицетворение высокого, стильного, образцового. И в самом деле, аристократия — не дворянство, так как дворянству — хранителю морально-нравственных норм, не пристало заниматься чем бы то ни было кроме защиты национальных интересов, традиций и «вопросов крови».
Сегодня речь пойдёт об очень важном элементе актуальной политической дискуссии Испании — вопросе о распределении и перераспределении национальных богатств и национальных ресурсов между теми, которые называют себя образцово-показательными джентльменами и теми, которые якобы эти высокие нормы собираются пошатнуть.
Если взять такие страны, как Люксембург, где тоже монархия — это великое герцогство, как и Испания, то там непременно бросится в глаза, что призыв быть джентльменом (то есть, быть представителем своего сословия и заботиться о страждущих) воплощён в жизнь.
Быть джентльменом — не значит быть членом элитного общества, иметь принадлежность к клубу и возможность в любое время посещать парижский элитный бордель, например, Ле Шабонэ, который действует до сих пор. Дело в том, чтобы иметь возможность продемонстрировать высокие нормы, заложенные в вашем воспитании и происхождении — в данном случае и в первую очередь — отношение к людям и собственному народу.
Вспомним, почему произошла революция в Испании в 1931 году. Любопытно, что один из нынешних сотрудников Генконсульства Испании в Москве и одновременно историк утверждает, что революция в Испании была «крестьянской». Да, такая точка зрения тоже существует, хотя известно, что в Испании революция носила общенациональный характер, а её движущими силами были политические организации социалистической и социал-демократической направленности (значит, пролетарской, рабочей).
Но тем не менее, надо отдать должное этому известному сотруднику — известны случаи, когда, например, в Экстремадуре (самом бедном регионе Испании) были случаи, когда помещики с балкона своих усадеб стреляли по «движущимся целям» — и заставляли своих крестьян бежать по близлежащему полю.
Такая охота на живые цели не могла не дать свои быстрые плоды. Испанцы — народ горячий, ему наплевать на разговоры о сословиях, о происхождении. Если затронуты честь, достоинство, а тем более жизнь их близких — они идут громить всё на своём пути.
Сегодня спор об аграрной (крестьянской) или пролетарской (рабочей) революции не носит общенационального характера. Она произошла мирным путём, и вовсе не потому, что помещики мелкой дробью, для развлечений, стреляли по своим крестьянам, а потому, что джентльмены из клубов за своими гранёными стаканами виски забыли маленький пустячок — последние 10-15 лет темпы падения уровня жизни 80% населения Испании сопоставимы с уровнем падения последних предреволюционных лет (1931 года).
Недавно в Университете Комплутенсе защищена диссертация по экономике, где авторы работы доказывают сопоставимость этих двух периодов. По крайней мере, по показаниям падения уровня жизни и их темпам.
Было бы любопытно провести такой же сравнительный анализ (может быть, и в форме диссертации или монографии) последних 10 лет, предшествующих революции 1917 года, с последними 20 годами (с 2000 года) в нашей стране. Хотя необязательно проводить какую-то статистику и приводить конкретные данные — в ряде публицистических работ даются выводы о том, что такой сравнительный анализ был бы, к сожалению, не в пользу нынешних 20 лет так называемого экономического роста сегодняшней России.
Могу сослаться на известную работу В.И. Ульянова «Развитие капитализма в России» (более тысячи страниц с огромным научным аппаратом, охвачено более 112 статистических бюллетеней по России и Европе). Что касается настоящего времени, то я бы привёл работы Андрея Ларионова, последние работы Ивана Любимова (Институт им. Е. Гайдара), Вольного экономического общества (в частности, Р.С. Гринберга).
Любопытно, что в Испании джентльмены — только те, которые думают и рассуждают о народе, но не те, которые делают что-то для народа. Это особенность Испании. И вот, пора джентльменов в Испании наступает, их уже очень много пришло во власть. Об одном из них — двоюродном брате короля Николасе Сарториусе редакция «Э-Вести» писала. Немало других представителей дворян и образованного класса работают во властных структурах. Посмотрим, результаты покажут. Время идёт, и народ их ждёт. А пока цены в стране растут, а реформы пробуксовывают.
Вопрос один: справится ли правительство с поставленными задачами в условиях практически повсеместного саботажа и торпедирования его инициатив?