Испания: новое правительство — старые проблемы

Глава Правительства Испании Педро Санчес и депутат Европарламента от Подемос Пабло Иглесиас

Если бы партия Unidad Podemos (Единые вместе) присовокупила свои места к 126 местам в парламенте Испании, принадлежащим к правящей Испанской Социалистической Рабочей партии (ИСРП), то это бы привело к утверждению нового состава правительства и выходу Испании из парламентского кризиса.

Но, как нам стало известно вчера утром по итогам заседания испанского парламента, этого не произошло.

Что же дальше? А дальше вот что — два месяца отводится на дебаты и переговоры в парламенте, а затем, в первой половине ноября 2019 года, должны будут состояться внеочередные парламентские выборы (разумеется, если необходимое количество голосов для утверждения правительства так и не будет набрано).

Итак, произошёл новый камуфлет в испанском истеблишменте. По сообщениям испанской печати, 2 лидера: Педро Санчес и Пабло Иглесиас (левая партия Podemos), вроде бы уже хлопнули по рукам и между ними была достигнута договорённость, однако, не тут-то было. Произошёл конфуз. Что же произошло, почему казалось бы уже набранное и согласованное количество депутатов для поддержки нового правительства социалиста Педро Санчеса не стало реальностью?

Глава Правительства Испании Педро Санчес
Глава Правительства Испании Педро Санчес

Давайте проанализируем сложившуюся ситуацию вокруг формирования коалиционного правительства ИСРП-Подемос как бы изнутри. Как мы понимаем, главный камень преткновения (как всегда в таких случаях) — это распределение мест — министерских постов в правительстве.

Чего хочет ИСРП? По словам представителей этой партии (как в правительстве, так и в парламенте), ИСРП не готова предоставить не только ключевые посты своим так называемым «младшим партнёрам», но и вообще стремится к тому, чтобы свести роль левых к действующему лицу в спектакле для роли без слов. Другими словами, если она и предоставит какую-то роль (места в правительстве) коллегам из Подемос, то только лишь для того чтобы они выполняли чисто декоративную функцию, что-то наподобие громоотвода для левой части электората своей партии. Дескать, санкюлоты и якобинцы в нашем правительстве будут отражать интересы широких и недовольных слоёв трудящихся.

У ИСРП далеко идущие планы. ИСРП хочет в долгосрочном плане (на 2-3 легислатуры вперёд) занять положение правящей партии, но правящей партии большинства не только в парламенте, но и в обществе вообще. Для этого партии нужно заручиться поддержкой как можно большего количества трудящихся в крупных промышленных центрах и на крупных машиностроительных предприятиях, где у Подемос широкое представительство.

Одновременно ИСРП — партия истеблишмента. Конечно, не до такой степени, как партия лейбористов Джереми Корбина в Англии, но всё же это партия левых в рамках истеблишмента. В Испании их называют «социалистами Его Величества», подчёркивая, что социалисты в этой стране давным-давно присягнули короне и в этом смысле международному капиталу. И ни на какие радикальные действия, пусть даже для партии реформистского толка, социалисты в настоящее время не пойдут, даже ради левого электората. Они попросту на это не способны.

Как пишет информированная (близкая к руководству партии) пресса, против далеко идущих планов объединения с Подемос выступает истеблишмент, под которым здесь подразумевается, конечно, не королевский дворец, а именно те силы, которые регулируют главные движущие процессы в хард-бизнесе. Они недвусмысленно намекают (а иногда открыто говорят), что появление в правительстве, тем более на ключевых постах, левых левее ИСРП может привести к необратимым социально-экономическим последствиям. Эти силы в качестве аргумента приводят пример греческой партии СИРИЗА, недавно ушедшей в отставку, подчёркивая, что партия Алексиса Ципраса тщетно пыталась достичь социально-экономические цели широких слоёв трудящихся Греции в рамках установившихся социальных правил игры. Они как бы говорят руководству ИСРП: вы что, хотите того же самого?

Одним словом, ИСРП находится в чрезвычайно сложном положении: с одной стороны, им как воздух нужны коллеги из Подемос, чтобы просто-напросто закрепиться в правительстве и получить одобрение в парламенте, а с другой — получить так называемый стратегический выход на широкий простор поддержки своей социально-экономической политики, на первом этапе очень непопулярной, со стороны испанских трудящихся.

Положение настолько сложное, насколько этот политический ребус в принципе разрешим. Цена вопроса — 2 месяца и 5 мест для Подемос в новом коалиционном правительстве.

Чего хочет Подемос? Об этом говорят открыто лидеры этой левой партии, которая на самом деле является коалицией более 8 общественных организаций. Сразу хочу сказать, что коммунисты, входящие в коалицию — это далеко не самая радикальная партия левого толка. Есть объединения, в том числе региональные, которые выступают с ещё более радикальными и решительными программами.

Руководство коалиции — партии Подемос во главе с Пабло Иглесиасом — находится, как говорят в Испании, между молотом и наковальней, имея в виду, с одной стороны, что они следуют главному постулату своей политической программы — не входить ни в какие союзы с буржуазными партиями и отстаивать самым решительным образом права трудящихся; с другой стороны — эта партия неизменно обещала своим избирателям входить во все органы власти, от местной до федеральной, чтобы отстаивать самым категоричным и недвусмысленным способом насущные и острые проблемы своего электората. За плечами 7 лет изнурительной политической борьбы за выполнение своего обещания.

Как быть сейчас, когда, казалось бы, вот-вот ситуация повернётся лицом к этому политическому объединению и Подемос войдёт в состав правительства?

Подемос выставил условия — за поддержку Педро Санчеса им должны предоставить пост вице-президента правительства по социально-экономическому блоку (аналог Силуанова в России) и пять министерских постов, отвечающих в правительстве за социальный блок, включая министерство труда и министерство транспорта. Напомним, что в правительство входят 17 министров и вряд ли руководство ИСРП по главе с Педро Санчесом пойдёт на расширение состава кабинета только лишь для того чтобы обеспечить своих коллег из Подемос министерскими постами.

Однако, поживём — увидим, всякое бывает, и современной политической истории Испании известны такие камуфлеты и сальто-мортале, о которых и вспоминать-то страшно. Удивительно то, что во времена Адольфа Суареса (председателя Совета Министров Испании в период транзита от диктатуры к демократии) происходили ещё и не такие пируэты. Например, если вспомнить весь переговорный процесс вокруг так называемого пакта Монклоа (экономической программы переходного периода), то достаточно почитать хронистов того времени, и вы увидите, какие метаморфозы происходили с вечера на утро и с утра к вечеру, и как решались важнейшие политические головоломки. На то была политическая воля и был страх, неописуемый страх, который всегда дышал в затылок всем участникам политического процесса. Это был страх Гражданской войны, которая к тому времени была ещё совсем недавним историческим событием (ведь речь идёт о 1976 годе).

Лидеры сегодняшних двух партий — совсем ещё молодые люди, которые являются представителями поколения политиков «новой волны», или поколения чересчур далеко отстоящего от тех кровавых, жестоких и бессмысленных по жестокости эпизодов новой испанской истории.

Ну, чего хочется пожелать замечательным, образованным, красивым, (хочется верить) умным политикам новой волны? Будьте бдительны, умейте договариваться, как это умели делать ваши отцы (но не умели деды).

Это небольшое эссе хотелось бы закончить пафосно, на мажорной ноте, с пожеланием изучать историю переходного периода, начавшегося в 1975 и закончившегося в 1983 году, который дал не только Испании, но и всему миру пример образцового и толерантного видения дел ради будущего своей страны.

Поделиться с друзьями
Subscription