Слово трансцендентальный не использовалось в информационном пространстве так часто никогда, как в последние дни. В испанском языке (как, впрочем, и в русском) это слово означает место и роль чего-то и кого-то в масштабах вечности. Почему же в эти дни испанская печать так много внимания уделяет месту Испании в международной, глобальной проекции?
Всё очень просто. Глава правительства Педро Санчес встречается с главой Римско-Католической церкви, Папой Франциском I. Этой встрече аналитики уделяют очень большое внимание по очень простой причине: Испания, а не только испанское правительство, на перепутье.
Вновь Испания решает свою историческую судьбу: пандемия, общенациональная дискуссия об однополых браках, экономический кризис, поляризация политических сил, консолидация правых и левых, но, самое главное, идёт дискуссия о том, «правеет» ли Испания как общество, или оно левеет как страна.
И в этих условиях состоялась протокольная, но очень насыщенная встреча председателя Совета министров Испании Педро Санчеса и всё ещё достаточно левого Папы Франциска I.
Случайно или неслучайно эта встреча состоялась именно сейчас? Вот тот вопрос, который задают себе политические или религиозные обозреватели. Удивительно то, что встреча прошла досрочно. Она была запланирована на конец октября 2020 года, и прошла в напряжённом ритмическом цикле — 35 минут.
Ведь что сейчас происходит в мире? Он всё больше и больше отказывается от религии, отходит от Церкви, и ищет ответы на главные социально-экономические вопросы текущего момента в материализме. Может ли Церковь дать миру и Испании (в первую очередь, как первой католической стране Европы) идеи «удержаться» в рамках светского традиционализма?
Глубокий вопрос беспокоит, как мы видим, не только правых, центристских и религиозных традиционалистов. Он волнует и людей, придерживающихся доктрины диалектического материализма.
По понятным причинам, пресса не узнает о содержании диалога двух крупных политических деятелей. Но ясно одно: стороны сближаются, их объединяет обеспокоенность, озабоченность судьбой испаноязычного мира, ролью Испании в нём, и размышления о самом испанском обществе, которое вновь переживает глубокий раскол.
Партия VOX вступила в жёсткую полемику с правоконсервативной партией, возглавляемой депутатом Касадо (Народной партией). Видимость противостояния вовсе не означает отсутствие диалога и стремления к консолидации на правом фланге испанского общества: все пакты и договоры на уровне регионов и муниципалитетов не только укрепляется, но их количество заметно увеличилось.
Что мы видим на левом фланге? Там идёт бурление и интенсивность переговоров соратника и союзника испанских социалистов — партии Подемос, с целым рядом региональных и более мелких политических партий. Их цель — «выставить» столько же электорату, чтобы не допустить перекоса в том хрупком равновесии сил, которое мы наблюдаем на политических весах текущего политического положения.
Роль церкви в Испании чрезвычайно велика. Она здесь, как и в Польше — это рупор нравственности и стойкий защитник традиционных ценностей. Испанская церковь имеет известную автономию и в известной степени самостоятельный взгляд на целый ряд ключевых вопросов общественной жизни: контрацептивы, аборты, однополые браки, защита традиционной семьи, разложение морали и нравственности, особенно в политической жизни.
Церковь не была ни разу замечена в качестве адвоката или защитника коррупционных сделок, совершённых левыми или правыми. Она стойко «зависает» над схваткой.
Встреча Педро Санчеса с Папой Франциском I означает только одно: Папа на стороне бедных, справедливости, защиты семьи, традиционных понятий нравственности и защиты духовности.
Означает ли, что Педро Санчес дрейфует от «новых ценностей», провозглашённых Жаном-Полем Сартром и другими философами «Новой волны» в сторону традиционализма? Пока это вопрос. Но ясно одно, что у Педро Санчеса, в каком бы союзном окружении он ни находился, нет сколько-нибудь серьёзной политической перспективы: ни в качестве главы кабинета, ни в качестве политического лидера, если он не найдёт правильную тональность в симфонии с Церковью.
Примером здесь могут служить Шарль де Голль или Уинстон Черчилль, которые утверждали, что в юности можно быть левым, в зрелости — центристом, а в «мудром возрасте», который иногда наступает раньше, чем его ждут, становиться традиционалистом.