Испания: семья диктатора уступит лишь решению папы

Новый виток гражданского противостояния в Испании продолжается. Семья бывшего диктатора категорически возражает против эксгумации и переноса останков своего родственника на кладбище в Эль Пардо, и согласится на это лишь только после одобрения Римского папы.

Напомню читателям, что правительство пошло на перенос эксгумации на целую неделю в результате серьёзного гражданского противостояния, которое оно наблюдает после объявления того, что с 6 на 7 ноября произойдёт эксгумация и перенос останков диктатора Франко из Валье де лос Каидос, находящихся в составе муниципалитета Эль Эскориал под Мадридом.

Напоминаем, что Эль Эскориал — историческое место в Испании, строившееся в течение 40 лет при жизни последнего Габсбурга правящей династии Испании Филиппа Второго — последнего короля страны, при котором она всё ещё оставалась великой мировой державой — империей, где не заходило Солнце.

Величественный дворец-монастырь воздвигался как своего рода пирамида Хеопса. Он должен был на века олицетворять мощь и величие испанской монархии, став местом последнего упокоения великого государя.

Место упокоения, выбранное для себя генералом Франко, неслучайно. Ведь он в глубине души считал себя не менее великим, чем Габсбурги.

Объявив себя «вождём Испанской нации», великим и неповторимым, присвоивший себе ряд незаконных функций, беспрецедентных по своему цинизму, Франсиско Франко полагал, что он может всё. Человек, который направо-налево истязал свой народ в течение 40 лет, победивший в неравной схватке в Гражданскую войну за счёт беспрецедентной жестокости и прежде всего за счёт истязания гражданского населения, широко используя методы, заимствованные у средневековой инквизиции, он достиг вершины в своих действиях, переплюнув своего соперника по жестокости Томаса Торквемаду тем, что присвоил себе право назначать церковных иерархов, вплоть до архиепископа, и, как утверждает молва, даже кардинал-примас Испании Энрике де Таранкон был назначен с его согласия.

Вспомним такой «пустячок», как назначение дворянских титулов. В Испании это особая процедура, отличная от императорской России — здесь два уровня дворянства, два дворянских сословия, а не одно. Идальгитет, куда входят все дворяне до герцога, и высшее дворянство — испанские гранды — эта особая форма дворянства была установлена как раз во времена Филиппа Второго и существует до сих пор.

Этот самый генерал Франко, который сам не был дворянином и не мог им быть в силу своего специфического происхождения, присвоил себе право давать титулы (как он говорил, «за особые заслуги», имея в виду заслуги перед ним самим, главным образом за «успехи» в кровавой Гражданской войне, и в основном за результаты бесконечных «разборок» с гражданским населением).

По данным некоторых современных исследователей, до 40% современного испанского нобилитета имеют такое «дворянское» происхождение. В 1950-1960-е годы были десятки случаев отказа традиционного испанского дворянства от своих титулов в знак протеста против форменного безобразия, которое наблюдалось в это время в Испании. Само собой разумеется, на протесты со стороны королевского дома в изгнании (отца короля Хуана Карлоса графа Барселонский и сына последнего короля, свергнутого революционерами Альфонса XIII, так и прожившего всю жизнь в изгнании, в этом отношении и он в серьёз-то не воспринимал).

На все публичные и письменные замечания о безобразиях в этой сфере со стороны других членов королевского дома он попросту не реагировал.

Мнение о том, что Франко был ставленником испанских монархистов (с намёками на особые отношения с испанским королевским домом) не подтверждаются ни документально, ни по существу. Тот факт, что Франко ребёнком взял на воспитание будущего короля Хуана Карлоса Бурбона и Бурбона, надо рассматривать как результат очередной политической игры, в которой франкистская дипломатия и американская стратегия ведения дел в Европе сошлись воедино, и результатом этого явилась та интрига, которая до сих пор в Испании не разрешена. Однако следует отметить, что молодой король, как только диктатор скончался, постараться отрешиться от тяжёлого наследия и жуткой репутации преемника власти из рук кровавого тирана-союзника Гитлера.

Франкистские приспешники и поныне утверждают, что Франко победил в Гражданской войне потому, что он боролся с флагом защиты законной монархии в руках. Но хотим сразу отметить, что о возвращении самого монарха на престол, или даже его законного наследника в лице его старшего сына, он и не помышлял. Франсиско Франко ни много ни мало, без согласования с королевским домом, объявил себя регентом испанской монархии, и в таком качестве оставался долгие десятилетия, совмещая этот высокий титул со статусом «вождя нации», вплоть до самой смерти, происшедшей 20 ноября 1975 года. Лишь 22 ноября 1975 года молодой король Хуан Карлос Бурбон и Бурбон — внук последнего короля Альфонса XIII, занял трон деда.

Хуан Карлос Первый — король Испании — проявил себя как мудрый руководитель, искренне стремящийся к замирению. И всякие попытки ностальгирующих франкистов (а их всегда было много, и они есть сейчас) пресекал. Самое курьёзное в истории правления Хуана Карлоса — то, что у него были отличные отношения с левыми лидерами своей страны, а единственного лидера из числа первых руководителей своих партий (а именно генерального секретаря компартии Испании Сантьяго Карильо) он называл на «Вы», остальных — на «Ты».

Поднимающее голову сейчас возрождённая партия ностальгирующих франкистов Сантьяго Абаскаля не скрывает своих пристрастий к памяти диктатора. Эта партия, получившая название «Вокс» и только что прошедшая в парламент, не гнушается маркетинговыми действиями вокруг вопроса об эксгумации и о переносе останков диктатора на кладбище Эль Пардо. Вся партия, как и её программа — это ничто иное как маркетинговый ход в условиях череды ошибок, совершаемых традиционными партиями, прежде всего Испанской социалистической партией и Народной партией (испанские консерваторы).

Эта партия взяла на себя труд морально поддерживать тех франкистов и их единомышленников, которые выступают против эксгумации останков генерала из могилы, где похоронены жертвы франкизма, ссылаясь на то, что историческая память неприкосновенна. Но в том-то и дело, что в память о десятках и сотнях тысячах погибших должен быть сделан сам акт о перенесении останков диктатора в его индивидуальную могилу. А не то, чтобы оставлять его как надуманный символ так называемого «примирения», которого нет и быть не может, потому что большая часть населения Испании содрогается от одной мысли о том, что этот человек наделал в Испании в течение 40 лет.

Адвокаты и сторонники семьи Франко придумали новую уловку, чтобы оттянуть акт исторического возмездия. Теперь семья ссылается на то, что Франко был истовым католиком, и только решение папы Франциска, разрешающего перенесение останков, даст им возможность согласиться с решением Верховного суда, уже давшего правительству перенести останки.

Одним словом, интрига (а точнее, возможность привлечения внимания к фигуре диктатора) продолжается. Вся эта история на руку только ностальгирующим франкистам, которых подавляющее меньшинство и которые, как и все последователи диктаторов и кровавых тиранов, не имеют будущего в истории.

Поделиться с друзьями
Subscription