У меня в руках томик Никколо Макиавелли «Государь». Причём здесь Никколо Макиавелли, спросите Вы? А вот причём. В Испании сегодня происходит нечто по сценарию этого выдающегося мыслителя Высокого Возрождения.
Этому произведению уже почти 400 лет, а гениальные мысли гениального флорентийца живут и процветают. Главная мысль этого выдающегося мыслителя и политолога эпохи Возрождения состоит в том, что однажды получив власть, её следует удерживать любыми способами, включая такие, которые с точки зрения общественной морали являются неприглядными.
Те силы, которые ещё совсем недавно контролировали власть в Испании, всеми силами и средствами пытаются удержать контроль и властные полномочия в этой богатой пиренейской стране.
Дело в том, что процесс над 12 лидерами каталонцев, которые представляют собой на 80% (если не на 90%) население региона Каталония. На скамье подсудимых помимо депутатов парламента Каталонии его руководители, а также 2 зампреда правительства Каталонии. Их обвиняют в попытке государственного переворота и чуть ли не в подрывной деятельности. Им грозит по 25 лет заключения каждому.
На самом деле, эти люди всего-навсего принимали участие в подготовке общенационального плебисцита у себя в Каталонии. Обратите внимание, что власти (это звучит из уст прокуроров на судебном процессе) обвиняют их в том, что они хотят повести Каталонию по пути Словении – то есть, по пути насильственного выхода из состава государства.
Сразу замечу, что я лично и редакция журнала «Э-Вести» стойко и принципиально стоим на позиции сохранения прежних границ в составе Испании на ноябрь 1978 года. Но, вместе с тем, нельзя не видеть, что происходящее в Мадриде – беспрецедентный случай, который напоминает события 40-летней давности. Ведь, в самом деле, лидеров Шотландии или других европейских регионов (Трентино Альта Адиджи, Венеция, Бавария и др.) не судят власти за проведение предусмотренного конституциями этих стран общенародных плебисцитов.
Вы что, можете себе представить лидеров Шотландии на скамье подсудимых? С угрозой получения пожизненного заключения за организацию всенародного обсуждения, оставаться ли Шотландии в составе Соединенного Королевства?
Великобритания – это такое же цивилизованное королевство, как и Испания. Замечу, что Испания – это ещё более древняя, и уж точно старшая по возрасту империя, чем Великобритания. Ещё со времён Марка Аврелия (II век после Р.Х.) – эпохи расцвета Римской Империи – Испания в её составе имела самостоятельный статус и была королевством. Только император может назначать короля королём, а король короля назначать не имеет права. Таковы законы Божественного устройства, которые признают все, даже нецивилизованные страны. Замечу, что в ту пору Британские острова были далёкой колонией Испании и никакой сколько-нибудь серьёзной государственной организации на них не существовало, кроме союзов племён саксов, бриттов и кельтов.
Так что же получается? Что Испания – страна второго сорта? Почему Европейский Союз с его авторитетом допускает, чтобы в такой уважаемой европейской стране как Испания происходили такие процессы, которые бросают тень на европейские принципы демократии, с таким трудом завоёванные за последние 40 лет?
Мы все прекрасно понимаем, что Испания никогда не претерпит никаких изменений ни в политическом, ни в юридическом, ни тем более в экономическом планах. Не будем лукавить — для этого нет никаких объективных предпосылок. Но нельзя допускать, чтобы в Испании происходили судебные процессы, подобные нынешнему, потому что они дискредитируют всю политическую систему Великобритании и ЕС. Все те задачи, которые решаются сейчас в судебных залах, решались в Испании в хороших ресторанах, барах, при личных встречах в рамках единого политического процесса, который был заложен в эпоху отцов-основателей ныне действующей конституции страны.
Я всегда говорил и говорю, что нельзя загонять противника в угол. Вы ему не оставляете выбора. Неужели не видно, что не сегодня-завтра процесс может начаться, и он может стать необратимым. Власти Испании прекрасно знают характер каталонца – это характер человека, который очень даже может постоять за себя.
Тут только дай начать. Я бы сейчас разослал по томику «Бесхребетной Испании» всем политическим лидерам современной Испании от правых до левых, и заставил бы их перечитать тот раздел, который касается взаимоотношений Мадрида со столицами так называемых «национальных окраин». Правильно говорит Хосе Ортега-и-Гассет, Испания никогда не была Францией, где прошёл каток великодержавного шовинизма и раздробил кости национальной идентичности. Здесь национально окрашенная политическая культура никогда не была бесцветной, а полыхнула яркими красками после 40-летнего режима зажатия рта во времена франкизма.
Великодержавный шовинизм, который проводил в жизнь марран-генерал Франко, является основой той ситуации, в которой находится Испания сегодня. В Каталонии нельзя было говорить на своём языке, носить национальную одежду, справлять национальные праздники. Нельзя было даже носить национальные имена. Пере должен был стать Педро (по-русски Пётр). Так что же вы хотели сейчас? Каталонцы боятся повторения того, что было, и было совсем недавно. Так вместо того, чтобы их успокоить, заверить, что никакой дискриминации по национальному признаку никогда не будет, их шпыняют, прессингуют, а теперь даже привлекают чуть ли не к пожизненным срокам за абсолютно легальную, законную предусмотренную конституцией деятельность.
Для того чтобы господину Педро Санчесу сейчас укрепиться у власти (а это необходимо сделать хотя бы для того чтобы привести в действие свежие силы в экономике, чтобы начался её реальный рост, который быстро приведёт к замирению между Мадридом и Барселоной), делается всё, чтобы рассорить социалистов с ранее поддерживающими их политическими партиями Каталонии, включающими в себя исторические каталонские партии типа Эскерра, Републикана, Каталана. Их лидеры уже заявили о том, что они выходят из договора с социалистами и оставляют их без поддержки. Если бы партия Педро Санчеса могла рассчитывать на так называемые каталонские партии в центральном парламенте Мадрида при обсуждении бюджета (а это главный политический вопрос в повестке дня политической жизни Испании), то, как Вы понимаете, безусловно удалось бы избежать объявления о досрочных выборах.
Что такое досрочные выборы сейчас в Испании? Это прежде всего вопрос о том, быть или не быть социалистам у власти ещё два срока, две легислатуры. То есть, ещё 7-8 лет. А ведь за это время Испания не только могла бы поправить свои экономические дела, но и заметно повысить уровень жизни населения как в самой Испании, так и в Каталонии, и тем самым укрепить единство страны и её положение на международной арене.
Сейчас на глазах положение резко меняется. Возникает один только закономерный вопрос: разве нельзя было предвидеть, что объявление о начале судебного процесса над каталонскими руководителями приведёт к отпадению поддержки правительства каталонскими партиями? По всей видимости, договорённость между мажоритарными партиями важнее для центральной власти, чем замирение с регионами.
По всей видимости, сценарий развития событий будет следующий: все партии выйдут на выборы, и социалисты вновь подтвердят своё лидерство (кстати говоря, сейчас большинства в центральном парламенте Испании у них нет). Но уже ясно одно: социалисты навсегда потеряли авторитет, который они имели в Каталонии.
Потребуются поистине сверхусилия для того, чтобы на выборах социалистов поддержали каталонские партии. А ведь в дальнейшем жить, налаживать экономику (а это сейчас самое главное в Испании) без Каталонии невозможно.
В сегодняшнем интервью средствам массовой информации лидер Левой Республиканской Партии Каталонии Ж. Тарда сказал: «Никогда каталонцы больше не поверят испанским социалистам (имеется в виду правительство Педро Санчеса – прим. ред.), поддержка правительства была ошибкой (а на момент поддержки социалисты не имели большинства – прим. ред.)».
В заключение хочется сказать, что всей этой ситуации (судебный процесс над каталонцами, провал испанского госбюджета, объявление о досрочных выборах, ставящих под сомнение пребывание испанских социалистов у власти) можно было бы избежать, всего-навсего если бы испанские социалисты, не сдавая позиции относительно единства испанского государства, продолжили контакты и консультации с Каталонией, которые они и так, и эдак должны были бы вести, поскольку Каталония является частью Испании, а не восставшими заморскими территориями. Почему надо было пойти на уступки своим коллегам по парламенту из числа правых партий и прекратить переговорный процесс, который те же правые партии вели с каталонцами на всём протяжении своего пребывания у власти? Какой властью обладают сейчас правые партии у власти в Испании, не находясь в правительстве? Почему они так влияют на находящихся в правительстве социалистов, что определяют их позицию по такому важному для них вопросу? Так и хочется сказать библейским языком: «Не давайте святыни псам»! Вот тут-то в пору и вспомнить произведение Никколо Макиавелли, что даже не находящиеся у власти имеют власть.
Понятное дело, что всегда надо делать всё, чтобы избежать гражданской войны и кровопролития. А по возможности даже подумать и об улучшении благосостояния населения.