По закону 2015 года 30 сентября 2019 года истёк срок возможного получения испанского гражданства всеми «испанскими евреями, покинувшими Испанское королевство в 1492 году по Гранадскому эдикту».
Редакция «Э-Вести» обращает внимание на это событие по двум причинам: во-первых, это беспрецедентный случай в истории европейского государства, где в современности затрагиваются события более 500-летней давности. Во-вторых, и это самое главное — мы хотели показать стремление испанских властей к истинному покаянию, пусть и критикуемому немалой частью испанского общества и мировой общественностью. Тем не менее, власти Испании решительно идут неизменным курсом к историческому покаянию ради своего общественного покоя и гармоничного будущего.
Напомню, что король Испании Хуан Карлос в марте 1992 года, надев кипу, произнёс покаянную речь в главной синагоге в Мадриде, где его главными словами были те, что испанская монархия глубоко сожалеет о содеянном акте подавления, а затем и изгнания, большой части испанского населения, игравшего в ту пору (да и сейчас тоже) столь важную и заметную роль.
30 сентября 2019 года закончился период получения всеми сефардами (евреями-выходцами из Испании) испанского гражданства «со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями». В Министерство Юстиции Испанского королевства подало заявление о гражданстве более 140’000 евреев, проживающих за рубежом. Процесс рассмотрения заявок ещё не завершён, но ясно, что большинство желающих получат испанское гражданство и будут находиться под защитой испанского государства. Одновременно эти граждане более 20 стран смогут, получив гражданство и став подданными Испанского королевства, обрести статус граждан Евросоюза.
Несколько слов об истории вопроса. Читатели «Э-Вести» прекрасно знают о трагедии, постигшей еврейский народ в ходе действий Инквизиции. Основная часть изгнанников попала на север Африки (прежде всего в Марокко), находившийся в составе Оттоманской империи, став подданными султана.
Другая часть направилась в Центральную Европу и на Балканы. В Греции, в частности, была сформирована большая колония сефардов в Салониках. Напомним читателям, что только благодаря протекционистской деятельности консула Испании в 1942-1943 годах, взявшего под защиту сефардов и объявив их подданными Испании, удалось спасти множество этих людей в период гонений и преследований по нацистской расовой теории (Греция была оккупирована нацистами). Среди стран, куда устремились изгнанники, были также Голландия, Германия, Италия, Франция и Англия. Потомками сефардов стали выдающиеся писатели, учёные, предприниматели, в том числе знаменитый писатель Айзек Азимов — потомок изгнанников, попавших в Болгарию.
Но на этом связь Испании с сефардами не пресеклась. Большая часть испанских евреев была размещена на самом севере Марокко, где основным местом их жизни стал город Тетуан и прилегающая к нему местность. Во время вхождения испанских войск в период Риффской войны в город Титуан, сефардская диаспора торжественно приветствовала испанские части, победившие марокканские войска в этой войне. Уже тогда к командующему испанскими войсками генералу Леопольдо О’Доналю было подано большое число обращений с просьбой о принятии евреев в испанское подданство.
Потомки сефардов были разбросаны по всему миру; многие из них также оказались в Латинской Америке, главным образом, в Аргентине. Большая часть нынешних обращений с просьбой о получении гражданства поступила из Аргентины, Колумбии, Венесуэлы и Эквадора.
Очень важно, как испанское государство относится к этому вопросу: оно неизменно следует курсу собирания своих граждан под единой крышей, или (лучше сказать) под единой короной, призывая их возвращаться на свою историческую родину, где им гарантируется возвращение исторических прав и свобод. Это ли не пример толерантности, спокойного и рассудочного отношения к своей собственной истории? Хотя и печальной, но поучительной.
Россия — многонациональное государство с тяжёлой и непростой, по разным причинам, недавней историей. Нам незачем так далеко ходить и вспоминать эпоху 500-летней давности. Достаточно вспомнить новую историю и события, предшествующие Октябрю 1917 года.
Многие исследователи, наблюдатели, эксперты, да и простые люди вообще часто слышат о подобных случаях в других странах и невольно говорят себе: «А почему бы не провести и в России своего рода покаяние, но не по принципу национального, а скорее социального водораздела, который так сильно накренил корабль истории великой России, поразив в правах не 10-20 тысяч жителей (как это было в Испании во времена католических королей Фердинанда и Изабеллы), а миллионы граждан, у которых была отнята жизнь или всё остальное, включая мечту о человеческой жизни вообще?».