По мнению известных итальянских экономистов, реформы, с помощью которых правительство пыталось исправить ухудшающееся экономическое положение, не принесли ожидаемых результатов, т.к. в большинстве случаев они были поверхностны, противоречивы и не имели под собой проработанной и изученной экономической стратегии, часто базируясь на старых моделях. Для того чтобы действительно изменить положение, необходимы кардинальные изменения в культуре, политике и системе управления.
Правительство Ренци объявило об отмене налога на недвижимость («первый дом»), представляя это как меру, направленную на облегчение налогового бремени населения, однако многие экономисты читают, что это не принесет желаемого результата роста потребления, и почти неизбежно повлечет за собой уменьшение количества услуг (частичная оплата детских садов, льготные абонементы на транспорт для малоимущих и т.д.), которые финансируются местными муниципалитетами в большей части за счет налога на недвижимость.
Объявлены статистические данные по итогам 7 месяцев 2015 г. В частности, общий уровень безработицы в Италии в июле составил 12% (-0.5% к июню 2015 г.). И хотя премьер-министр Ренци представляет это как «свет в конце тоннеля» и «долгожданное восстановление итальянской экономики», более реалистично настроенные эксперты понимают, что этого далеко недостаточно для оптимизма, тем более, что уровень безработицы среди молодежи составляет 44.2% (самый высокий уровень после второй мировой войны) и соотношение между эмигрантами и иммигрантами составило 154’000 против 92’000 человек. Рост НВП составил +0.3%, но это в большей степени обусловлено уменьшением цен на бензин и укреплением доллара к евро, чем улучшением состояния итальянской экономики.
Как известно, предприятия малого и среднего бизнеса, которые представляют более 80% всей итальянской экономики, более всего пострадали в период кризиса, и многие из них, не выдержав конкуренции со стороны китайских компаний, вынуждены были прекратить свою деятельность.
Однако существуют и противоположные примеры. Компания Brunello Cucinelli (Перуджа) производит и продает изделия из кашемира. Рост ее производства в 2014 г. составил 10.3%, годовой оборот — €355 млн. Каковы секреты успеха компании? Прежде всего, качество продукции – исключительно Made in Italy. Политика стимулирования сотрудников: прибыль от IPO в размере €5 млн по итогам 2012 г. была распределена между 783 сотрудниками. Никто не был уволен даже в период кризиса, уровень зарплаты рабочих на 30% выше, чем в среднем по стране. В 2014 г. экспорт в страны Северной Америки вырос на 12.7%, Европы – на 8.2%, в Китай – на 32.7%, в остальные страны – на 15.9%. Более скромный рост зафиксирован на внутреннем рынке (+2.8). Компания хорошо известна также благодаря своим спонсорским программам в области культуры и восстановления памятников архитектуры.