Итоги выборов в Венесуэле-2024

выборы в Венесуэле

Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес объявил о том, что нынешнее положение в столице Каракасе и стране в целом  — это попытка военного переворота. Так ли это? С нашей точки зрения — нет.

Есть три причины, по которым всерьёз попытку переворота никто осуществлять не станет:

1) Россия никогда не бросит Венесуэлу в беде. Согласно внешнеполитической концепции России, опирающейся на внешнеполитическую доктрину страны, своих партнёров (а Венесуэла — стратегический союзник) Россия не бросает.

2) За последние десятилетия, что чависты у власти (сначала сам Чавес, затем Мадуро) , венесуэльское государство превратилось в крепкую и гибкую государственную машину:

  • политическая система Венесуэлы находится на пути к реальному народовластию. Даже те демонстрации, которые мы наблюдаем, пусть и с эксцессами — явление специфически венесуэльское.
  • в Венесуэле самая мощная армия в регионе; более дисциплинированная, организованная и вооруженная — только американская. Венесуэльская армия — оплот нынешней власти в Венесуэле. Она хорошо оснащена технически, там проходят стажировку советники из самых идеологически близких стран — КНР и России.
  • так называемая «оппозиция» слаба. Николас Мадуро — преемник Уго Чавеса, а покойному не откажешь в политическом чутье. Тот на практике подтвердил способность бывшего водителя автобуса — человека из народа. противостоять натиску всей олигополии мира. Его ответ Илону Маску про то, что он вызывает визави на ринг и готов «набить ему морду», помимо улыбки, вызывает уважение. Мужик из народа готов один  защищать свои идеи против тысячи противников. Напомню, что в Латинской Америке не так много лидеров стран. обладающих собственными идеями, как правило. это «импортозамещение». А тут налицо оригинальные воззрения.

3) Выборы в стране приветствовали даже в американской администрации. В частности, госсекретарь США отметил важность проведения выборов и необходимость существования избирательной системы как таковой.

Мы не учитываем борьбу политической элиты США за влияние на нефтяные ресурсы Венесуэлы. Мнения американцев разделились приблизительно в долевом выражении 3 к 7 в пользу сторонников продолжения диалога — развития торгово-экономических отношений с Венесуэлой. В США сложилось довольно мощное лобби американских олигархов, заинтересованных в принятии, обработке (рафинаде) нефти и дистрибьюту нефтепродуктов венесуэльского происхождения.

В самой Администрации США (есть подозрения, что это близкие к Энтони Блинкену члены семей нефтепромышленников) некоторые заинтересованы в продолжении добросердечных и уважительных отношений с Венесуэлой.

Между тем, рассматривать события в Венесуэле — бурную дискуссию вокруг результатов выборов, нельзя никак иначе, как в контексте ситуации вокруг властных структур в администрации США.

Дискуссия в мировой печати (от Уолл Стрит Джорнал до Фигаро) вокруг слабеющего главы Белого дома, стремительно теряющего власть на Капитолийском холме в преддверии вновь восходящей звезды Трампа, трактует события в Венесуэле как попытку Вашингтона  хоть в какой-то мере себя реабилитировать перед лицом «сторонников в мире». Демократия по-американски якобы не проходит в Венесуэле, поэтому венесуэльскую оппозицию надо поддерживать, и крепко.

Смешно говорить о том, что американский след в событиях в Каракасе — новость для мировой общественности. Это скорее «старость» для неё, так как ещё не было выборов в Венесуэле, где бы рука северного соседа не приложила свою силу к действиям оппозиции.

Наш прогноз прост: Мадуро будет пребывать у власти и следующие 6 лет, а далее по списку…. Не надо бояться перехода границы в соседние страны: иммиграция из Венесуэлы значительно не вырастет — все, кто хотел, уже уехали. А нынешние венесуэльские власти тому и рады — пусть проблемы уехавших расхлебывают соседние, ориентированные на США страны.

В Венесуэле сложились равнозначные три социально-экономические категории:

  1. 30% — беднейшие люди, поднявшиеся со дна пропасти, и молящиеся на Николаса Мадуров как на «живого святого».
  2. 30% — благополучное население Венесуэлы, для которого события в стране не очень важны, поскольку источники их дохода достаточно стабильны и относительно высоки.
  3. 40% — это недовольные. В последнюю группу входят прежде всего те, которые много потеряли по тем или иным причинам при чавистах, резко ухудшили своё экономическое положение. Среди них беднейшие слои деревни, представители «ремесел» — туризм в Венесуэле упал и ремесла перестали быть востребованными; огромная армия безработных людей неопределённых профессий, это и инженерно-технический состав, и пролетариат, потерявший работу и сокративший доходы из-за действий властей, прежде всего из-за кампаний по национализации и денационализации.

Венесуэла — страна в каком-то смысле являющаяся локомотивом общеконтинентальной экономики, одна из крупнейших в мире нефтедобывающих стран. Отсюда место и роль Венесуэле в общеэкономическом контексте Латинской Америки. С этим нельзя не считаться, и всякие попытки со стороны Организации Латиноамериканских государств унизить и изолировать Венесуэлу представляются наивными и бесперспективными.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку