Из Италии с любовью: альбом путешественника Ференца Листа

Из Италии с любовью: альбом путешественника Ференца Листа

В 1837 году Ференц Лист с супругой и дочерью уехали в Италию. В их маршруте отметились Рим, Неаполь, Венеция и Флоренция. Впечатления от Италии – ее живописи, скульптуры и литературы – Лист запечатлел в фортепианном цикле «Второй год странствий».

Ференц Лист (1811 – 1886)
Ференц Лист (1811 – 1886)

За путешествием Листа по Италии следил весь Париж: музыкант регулярно отправлял в столицу Франции очерки об увиденном, которые публиковались в местной прессе. Адресатом этой открытой переписки была Жорж Санд, ответы которой Листу также печатались на страницах прессы.

Впечатления от Италии, а прежде всего от непревзойденных шедевров искусства итальянских мастеров, Лист запечатлел в фортепианном цикле «Второй год странствий». Предлагаем вместе с Листом насладиться итальянским искусством, ценность которого со времен итальянского турне музыканта только возросла.

«Обручение» Рафаэля

Рафаэль Санти. «Обручение девы Марии» из Пинакотеки Брера, Милан. 1504. (фрагмент)
Рафаэль Санти. «Обручение девы Марии» из Пинакотеки Брера, Милан. 1504. (фрагмент)

Картина Рафаэля «Обручение девы Марии», относится к раннему периоду творчества художника. Фактически он создаёт свой вариант картины своего учителя Перуджино, но сообщает героям сюжета большую изящность поз, отходя от канонов иконографии.

Пьеса «Обручение» открывает фортепианный цикл, а репродукция картины Рафаэля по желанию Листа была помещена на титульный лист первого издания. Нежная мелодия этой пьесы словно рождается из обволакивающего аккомпанемента, и, постепенно разрастаясь, звучит как подлинный гимн христианской любви.

«Обручение» из цикла «Второй год странствий» в исполнении Николая Луганского.

«Мыслитель» Микеланджело

Микеланджело Буанарроти. Гробница Лоренцо Медичи. 1520 – 1534. Флоренция.
Микеланджело Буанарроти. Гробница Лоренцо Медичи. 1520 – 1534. Флоренция.

Мраморную статую Лоренцо Медичи, которой Микеланджело венчал его надгробие в капелле Медичи, называют «Мыслитель» за позу глубокой задумчивости. У ног скульптуры размещены аллегорические изображения Утра (женская статуя) и Вечера (мужская).

Лист в качестве эпиграфа к своей пьесе «Мыслитель» выбрал сонет Микеланджело, посвященный этой скульптурной композиции:

Отрадно спать — отрадней камнем быть.

О, в этот век — преступный и постыдный —

Не жить, не чувствовать — удел завидный…

Прошу: молчи — не смей меня будить.

Микеланджело

Образ пьесы полон глубокой задумчивости, размышлений о жизни и смерти, неизбежности финала. Музыкальный язык здесь аскетичен, а октавные унисоны с пунктирным ритмом напоминают о похоронном шествии.

Пьеса «Мыслитель» в исполнении американского пианиста Бернара Ручти

Сонеты Петрарки

Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна, фрагмент. 1513 – 1514.
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна, фрагмент. 1513 – 1514.

На три пьесы цикла Листа вдохновили сонеты Франческо Петрарки. Эти пьесы можно с полным правом назвать вершинами любовной лирики композитора. Они полны восторга, ликования, наполнены многозвучием гармонии и песенностью мелодии.

О красоте твоей молчать стыжусь, Мадонна,
Ты в незабвенный день предстала мне такой,
Что холоден с тех пор я к прелести иной,
К иной любви душа навеки непреклонна.

Как часто я гранить тебе сонет хочу,
Но слишком тверд алмаз, напилок изменяет,
И пред Лаурою душа изнемогает,
И холодней мой стих, чем лед, — и я молчу.

Открою ли уста, чтоб говорить — напрасно!
Немеет песнь любви в груди моей безгласной,
И ни единый звук к тебе не долетал…

Едва мое перо касается бумаги —
Ни вдохновения, ни мысли, ни отваги…
И с первым опытом я струны покидал!

Франческо Петрарка. Сонет 47 (в переводе Дмитрия Мережковского)

Сонет 47 с признанием, который автор хранит в себе и не в силах выразить, погружает слушателя в солнечный мир чистой любви и счастья. Эта музыка пронизана итальянским духом, ощущением безмерного наслаждения жизни и сердечной радостью.

Думаем, что листовская идея записывать свои впечатления от путешествий достойна для взятия на вооружение. Хотя исполнить ее также искусно, как сделал это великий пианист и композитор, будет сложно.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку