Со времён кардинала Примаса Энрике де Таранкона, в Испании установилась доверительная атмосфера во взаимоотношениях церкви и власти. Да, действительно, у церкви в Испании «вырос зуб» на Франко. Диктатор осмелился назначать церковных иерархов по своей воле, да ещё, ко всему прочему, не будучи чисто католического происхождения — он был выходцем из семьи крещённых евреев.
Вместе с тем, церковь всегда поддерживала режим Франко, и даже самого диктатора ещё до того, как он пришёл к власти. И это понятно: виноваты «леваки» в стане Народного единства, которые поднимали руку на священников и на религию вообще. Но на то церковь и есть церковь, чтобы уметь прощать, понимать и вести свою паству в нужном направлении.
Недавно состоялась очередная встреча руководства левого правительства и левых сил с иерархами католической церкви. Между ними ведётся конструктивный диалог по широкому спектру экономических и социальных проблем.
Надо признать, что Римская Католическая Апостольская церковь в Испании — огромная сила, не сопоставимая ни с одной страной по своей мощи. Ни с Ирландией, ни с Польшей, ни с Италией, ни даже с Португалией.
Католическая церковь в Испании — это не просто огромной силы общественная структура. Это государство в государстве, которое регулирует, как доминанта общественной жизни, все политические процессы. Достаточно какому-то иерарху католической церкви косо посмотреть на какого-то политического деятеля, и его дни сочтены. И наоборот, достаточно сказать одно слово в защиту (а это, к сожалению, часто наблюдается) весьма посредственного политического деятеля, и его рейтинг начинает расти.
Испания опутана огромным количеством тайных, явных, полутайных, полуявных прокатолических организаций. По последним сведениям, их более 15 тысяч. Наиболее крупная и влиятельная из них — Opus Dei. В Испании она играет ту же роль, что и масоны во Франции: что определит «орден» — «Божье дело», то, как правило, и происходит.
Даже в испанской правой печати очень мало сведений об общественных организациях околоцерковного типа. В частности, про Opus Dei больше пишут за пределами Испании (в Италии и Франции), чем в самой стране.
Католическая церковь в Испании играет очень важную роль и не считаться с ней невозможно. Хотелось бы, чтобы и в России церковь играла такую же роль, как в братской Испании. Почему в братской — давайте вспомним о Коровине — художнике и путешественнике и огромном поклоннике испанской культуры и русском патриоте.
Сегодня Испании трудно — она вновь на перепутье. Сейчас следует соблюсти все правила хорошего тона и не скатиться к экстремизму с той или иной стороны.
Действительно, правые могут быть иногда левыми, но правда и то, что левые никогда не смогут быть правыми. Церковь всегда выбирала в отношениях с обществом правильную тональность — она всегда была на стороне человеческого достоинства, человеческой жизни и человеческого процветания. Русская православная церковь старалась делать всегда то же самое, до тех пор пока её не подрубили под корень: Патриарх Тихон в своей знаменитой речи 1 января 1918 года предрёк, что большевики, строящие свой Вавилон, никогда его не построят, потому что он обречён, он всё равно рухнет.
Почему нельзя было послушать главу церкви, а не убивать 98% всех иерархов, если всё равно Вавилон не будет построен? Точно так же и здесь. Зачем мешать строительству новой Испании, которое и так идёт с таким напряжением? Почему церкви не возвысить свой голос в защиту сирых и обиженных? Глядишь, что-то путное на этот раз и выйдет…