Два бурных дня прошли у редакции «Э-Вести» в беседах с иностранными и российскими предпринимателями по поводу перспектив работы нового правительства Испании, в составе которого есть люди со взглядами, близкими к коммунистическим.
Испанская пресса переполнена ужастиками по поводу того, что предприниматели замерли в ожидании того, куда будет «разворачивать» правительство: в сторону инвестирования в потребление (на чём делают акцент представители Подемос) или в сторону улучшения инвестиционного климата и шире — предпринимательского климата (что рекомендуют делать социалисты).
В Испании ещё не было коалиционного правительства, тем более, состоящего исключительно из партий левого толка. За весь так называемый демократический период (после падения франкизма) лишь только однажды, и то только на очень короткий период в эпоху транзита (переходного перехода от франкизма к демократии) было сформировано коалиционное правительство.
Таким образом, опыта работы коалиционного правительства (если не считать времён Народного единства в 1930-е годы) в Испании не было.
Что мы наблюдаем сегодня? Во главе правительства находится Педро Санчес, социалист, представитель яркой партии европейского социал-реформизма. Испанская Социалистическая Рабочая партия (ИСРП) — одна из основательниц Социнтерна, созданного Олафом Пальме, Беттино Кракси, Фелипе Гонсалесом, Вилли Брантом и Марио Суарешем «на заре веков».
Напомню, что ИСРП — типичная социал-реформистская партия, весьма умеренного толка, всегда стоящая на позициях правофланговых социал-демократии. В последние 30 лет она не претерпела сколько-нибудь значительных идейно-политических подвижек, и главное, что её отличает от партий подобного толка — это глубокий социал-коллаборационизм, сутью которого является сохранение в Испании маятниковой системы двуполярного вида.
Ни о каких крупных социальных, а тем более социально-экономических реформах партия не говорит уже с 1985 года. Последний левый лидер ИСРП — Фелипе Гонсалес — сейчас один из идеологов правого социал-реформизма (см. его последние публикации), давным-давно обогнавший в своём идеологическом дискурсе таких идеологов, как Хосе Луис Родригес Сапатеро (слово «марксизм» ушло из программных документов партии ушло ещё в начале 1980-х годов прошлого века).
Что же касается марксизма-ленинизма, и вообще постановки вопроса о взятии власти каким-либо иным путём кроме как через выборы, партия не ставит со времён Ларго Кабальеро — «испанского Ленина», как его называли в 1930-е годы.
Одним словом, ИСРП во внутриэкономическом и внутриполитическом плане — это вполне себе умеренная партия, что-то наподобие партии британских лейбористов времён Тони Блэра.
Совсем другое дело — испанская общественная организация, получившая название «Мы сможем!» (Подемос). Если быть предельно кратким, и в то же самое время выражаясь по существу, это общественно-политическое объединение представляет собой идейных потомков испанских коммунистов эпохи Сантьяго Карильо, Фернандо Клаудина и других выдающихся испанских еврокоммунистов, которые, как бы там ни было, стояли, стоят и стоять будут за серьёзные изменения в социальной и социально-экономической структуре Испании.
Таким образом, ситуация, которую мы наблюдаем, похожа на сочетание воды и оливкового масла, как принято говорить в Испании.
Посудите сами, с одной стороны ИСРП ратует за либерализацию рыночной экономики, за состояние конкурентной среды для предпринимателей, и делает упор не на внутреннее потребление, а на привлечение иностранных инвестиций и усиление экспорта. Если Вы прочтёте экономическую программу испанских социалистов, то Вы будете удивлены: она по своему содержанию ещё более либеральна, ещё более монетаристская и частнокапиталистическая, чем программа консерваторов из Народной партии.
Вопрос стоит так: либо инвестировать в потребление и улучшать на кратко- и среднесрочном горизонте социально-экономическую ситуацию в стране, как настаивают экономисты из Подемос, либо повышать планку либеральных реформ, создающих привлекательные условия для инвесторов и крупной буржуазии, как это предлагают делать идеологи ИСРП.
В результате должна победить какая-то одна модель. Модель, которая состоит из двух исключающих друг друга подходов, нежизнеспособна.
Нам представляется, что идеальным подходом было бы оставить всю внешнюю и производственную сферу на откуп ИСРП, а всю социальную часть (вопросы жилья, пенсий, здравоохранения, материнства, условий жизни, экологию, трудовое законодательство, проблемы найма и увольнений, взаимоотношений с профсоюзами, социальные вопросы в регионах, начальное, среднее и среднее профессиональное образование, тогда как высшая школа всегда должна быть независимой) передать в руки Подемос.
В то же самое время, представляется, что исторический шанс, который выпал нынешнему составу правительства, имея в виду его беспрецедентно левый состав, нужно использовать для разрешения самых острых и застарелых социальных проблем, тем самым подвигнув экономику в целом к новому старту и проведя в кратчайшие исторические сроки её модернизацию. Опыт таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, в значительной мере Голландии и даже Бельгии с её региональными проблемами, дал бы богатый материал для выработки правильных подходов в столь непростой ситуации.
В заключение хочется сказать, что все дискуссии, которые проведены редакцией «Э-Вести» со специалистами, подводят нас к мысли о том, что чтобы достичь необходимых для модернизации темпов экономического роста в 5-6% (вместо нынешних 2%) следует в кратчайшие сроки разрешить самые назревшие социальные проблемы — провести реформу трудового законодательства, внести изменения в Налоговый кодекс, разработать систему фондов и инвестиционных компаний, которые бы позволили строить дешёвое (так называемое «социальное») жильё и обеспечить большинству выпускников ВУЗа первый найм (сегодня до 50% выпускников не могут получить работу по специальности иногда в течение 3 лет). Одним словом, нужно решать те проблемы, которые не позволяют стране вырваться из экономического тупика, загоняют страну в стагнацию и даже в экономическую депрессию (по крайней мере, в ряде регионов).
Сформированное позавчера новое испанское правительство вселяет оптимизм всему предпринимательскому классу, у которого появляется надежда на широкие возможности инвестировать в потребление, и перед которым открываются перспективы во внешнеэкономической сфере.