Каспийское сотрудничество — новый драйв на пространстве ex-СССР

Идея рождает дело. Дело рождает результат. Результат даёт прогресс. Мы начинаем большой путь — он не будет лёгким, но он может быть коротким, если усилия сторон будут адекватными.

Не прошло и полгода, как пять стран, входящих в бассейн Каспийского моря, пришли к общему знаменателю по части распределения прав и суверенитета в море и прилегающему к нему пространству. Это дало возможность в марте 2018 года в городе Актау (Казахстан) провести международно-практическую конференцию с участием всех заинтересованных сторон и определить главные векторы развития каспийского сотрудничества.

Буквально несколько строк о том, что из себя представляет регион с точки зрения геоэкономического значения. Во-первых, по разведанным и подтверждённым данным, это самый значительный в мире регион по залежам углеводорода. Все без исключения прибрежные страны — кто больше, кто меньше — обладают этими ресурсами. Сумма ресурсов каспийских стран превышает все возможности стран-членов ОПЕК в единицах измерения энергетических ресурсов. При этом надо признать, что технические и технологические возможности самих этих стран пропорциональны сумме запасов. То есть, при правильной постановке вопроса, при сформированном коллективном подходе это самая крупная по своим эндогенным параметрам энергетическая группировка в мире.

Проект технологической разработки, дающий на выходе переработку и использование энергоресурсов, позволит в кратко-среднесрочном будущем обеспечить возможной группировке лидирующие позиции в мире). Возникает вопрос, как мировые лидеры могли проглядеть, не увидеть такой перспективный с экономической точки зрения регион? Ответ: видеть-то видели, но понимать — не понимали.

Если проанализировать весь сонм информации на эту тему, то видно, что никто из крупных аналитиков не придавал столь значительный вес этому региону всего-навсего по одной причине. В сухом остатке можно выделить две простенькие идеи: у прибрежных стран нет интереса, а главное — материальных возможностей, для консолидации коллективных усилий по крупномасштабной разработке и эксплуатации немеренных ресурсов региона.

Вторая незатейливая гипотеза — разброд и шатание в стане предполагаемых партнёров так велики, что они никогда не придут к консолидированному мнению по вышеназванному сотрудничеству. Сразу здесь хочется сказать, что они явно переоценили противоречия и недооценили ресурс самосохранения и самовыживания прибрежных стран в глобальной экономике.

Можно долго и обстоятельно говорить о возможностях региона, однако не стоит углубляться в его возможности и перспективы его разработок, поскольку не хватит ни времени, ни места для его обстоятельного описания. Достаточно сказать, что такой авторитетный источник как Ежегодник ЦРУ по энергетическим регионам мира уделяет описанию его ресурсов больше, чем остальным.

Стоит упомянуть ещё один аспект наряду с другими прочими (природно-минеральными, водными, энергетическими, транспортными, логистическими, человеческими, интеллектуальными). Это транспортно-логистическое значение региона.

О чём идёт речь. Мы знаем, что все крупные энергоэкономические проекты современности за последние 50 лет всегда упирались в свою транспортно-логистическую составляющую. Так было в случае со сланцевой революцией в США, так было в вопросах доставки энергоресурсов в бедную ими Европу из региона Персидского залива, так обстоит дело со снабжением ресурсами слаборазвитых стран Африки, Латинской Америки, не говоря уже о классическом примере Японских островов.

В чём суть вопроса? Она состоит в том, что нет смысла разрабатывать крупные месторождения там и тогда, где и когда транспортно-логистические возможности этому самому месторождению не благоприятствуют. Другими словами, технические возможности эксплуатации и доставки (транспортировки) чрезмерно затратны. Все виды транспорта, от морского до трубопроводного, в данном регионе экономически невыгодны.

В данном случае на первый (подчёркиваю: совсем на первый) взгляд, по мнению экспертов (так было до сих пор, но не сейчас), логистические возможности региона были чрезвычайно слабы. Если проанализировать все специальные доклады — начиная от специализированных энергетических организаций и кончая докладами ООН — то в них сквозит пессимистическая оценка с позиций затратности в этой сфере. Так, например, в специальном докладе по Каспию представителя ООН по вопросам энергетики лишь вскользь упоминается о транспортных возможностях прибрежных стран, и то лишь в том контексте, что сами прибрежные страны едва-едва удовлетворяют собственные потребности каботажной (внутрирегиональной) доставки этих ресурсов, не придавая значения крупномасштабным проектам в этом регионе. Только, пожалуй, отмечается значение Туркменистана как газовой сверхдержавы, способной развивать свои транспортно-энергетические возможности в стратегическом плане.

Что тут нового, на что следует обратить внимание экспертному сообществу? Это безусловно на сверхновые технологии по транспортировке ресурсов на дальние — стратегические — рубежи.  Обстоятельства, формы и технические возможности разработаны редакцией «Э-Вести» и её аналитической группой во главе с А. Ландабасо Ангуло.

В ближайшие дни пройдёт совещание экспертов, аналитиков, заинтересованных экономических операторов в регионе (пока в узком кругу) с целью выработки, а главное — конкретизации основных векторов развития Каспийского сотрудничества.

Поворотным камнем, по мнению редакции «Э-Вести» — главного координатора встречи — должна быть разработка дорожной карты поэтапного и строгого плана действий всех, абсолютно всех лидеров — каждого в своём сегменте крупномасштабного сотрудничества в регионе, от вопросов экономики до вопросов туризма и экологии. Здесь интересно то (а главное — необычно, нестандартно), что, по всей видимости, закладывается камень в основу крупной проекции, которая в конце концов может привести к образованию нового, поистине грандиозного по своим масштабам геостратегического проекта, сопоставимого с крупнейшими экономическими проектами в современной мировой экономике. Редакция «Э-Вести» не исключает, что на выходе это может быть объединение (формы и задачи — дело другое), сопоставимое с БРИКС, АСЕАН, НАФТА или даже ЕС.

Скажем, по своим исходным данным Андский пакт, Меркосур или ОПЕК могут стать младшими братьями того поистине грандиозного объединения, которое может вырасти из того эмбрионального, но поистине дружного и консолидированного проекта, ведомого Посольством Туркменистана в Москве. Пожелаем ему успехов в его добром и нелёгком начинании.

Заканчивая статью, хочется сказать, что по мнению экспертов-специалистов по Каспию, даже если вложиться в проект консолидированной разработки и развития транспортно-логистической системы в пропорции одного-двух процентов от ВВП каждой из прибрежных стран, то уже в 2025 году группировка будет представлять собой всепоглощающий неудержимый драйвер мировой экономики с перспективой на горизонт среднесрочного прогноза выйти на параметры самой крупной экономической группировки на Земле.

Поделиться с друзьями
Subscription