Вторая по значению тема в СМИ Испании сегодня после сенсационного раскрытия заговора — дискуссия снимать или не снимать «схизму» с руководителей организованного референдума в Каталонии против сохранения региона в составе страны.
Выигрыш — пальмовая ветвь, которую, возможно, победившие в судебном разбирательстве получат в качестве оливковой ветви. Это будет не просто частичное снятие судебного преследования, а решение, что Каталония с её мощной экономикой — второй по величине после Страны Басков в Испании, получит иное долевое распределение в трансферах в общенациональный бюджет.
В чём коллизия в настоящее время ситуации вокруг Каталонии?
Внешне это выглядит так: сепаратистские каталонистские силы подняли голову и хотят отделиться от остальной Испании на фоне воспоминаний о подавлении национального, а лучше сказать национально-этнического и культурного самосознания 8-миллионного каталонского народа, в эпоху Франко. Якобы дух этого до сих пор сохраняется в федеральной власти страны и вдохновляет на подавление национальных устремлений.
Но за всем судебным разбирательством, которое сейчас происходит в Испании, стоит главная дилемма экономики. Меняются основы устройства страны как национально-регионального государства.
Регионы в Испании согласно Конституции имеют самостоятельную экономическую роль, хотя они обязаны отчислять в федеральный бюджет трансферы согласно федеральным законам.
Основная часть из 17 регионов Испании, за исключением Страны Басков и Наварры, должны перечислять деньги в пропорции: 50-50%, тогда как регионы-автономии Испании перечисляют в федеральный кошт ровно столько, чтобы покрывать необходимые расходы на существование автономии плюс незначительную часть расходов на социально-экономическое развитие и небольшую часть на развитие внешнеэкономических связей, право на которую, согласно Конституции, имеют эти регионы.
Если и Каталония (как Страна Басков и Наварра) сможет иметь «бюджетные льготы», то неминуемо вслед за Каталонией выстроятся в ряд претендентов на автономию минимум пять (а, может быть, и семь) испанских регионов.
Я внимательно слежу за испанской печатью, и вижу, что крупнейшие доноры-регионы стоят на грани того, чтобы предъявить подобные Каталонии счета федеральному центру. Это прежде всего Арагон, Кантабрия, Астурия, Андалузия, Галисия, Канарские острова, центральные регионы. Такие регионы как Старая Кастилия и Новая Кастилия пока молчат, но и здесь на уровне экспертного сообщества раздаются голоса наподобие тех, что мы наблюдаем в предыдущих пяти автономиях.
Как быть федеральному центру в непростой ситуации, когда, с одной стороны, надо пройти между Сциллой и Харибдой, сохранить структуру бюджета, а с другой стороны — не допустить развала страны, которая представляет собой не федерацию, а чисто региональное государство, основанное на чистом договорном (по существу — джентльменском) соглашении?
Приведу пример. Страна Басков и Наварра не поднимают вопрос о дальнейшем расширении автономии только потому, что положение в установившихся отношениях между центром и Виторией (столицей Страны Басков) в целом сохраняют дружеский и доверительный тон.
Политическое руководство Страны Басков во главе с нынешним Лендакари Уркулью (премьер-министром — президентом Страны Басков) достигло высокой степени доверительности отношений с федеральным центром. Последний идёт на большие уступки в общественно-политической жизни региона,, политическое руководство которого (прежде всего, руководство Баскской националистической партии) «шлёт Мадриду воздушные поцелуи».
Ни для кого не загадка, что не сегодня-завтра в Каталонии со всей силой и размахом произойдут события, которые приведут как минимум к пересмотру внутрииспанских бюджетных отношений, как максимум — к реализации результатов референдума, который испанский центр не признаёт. Общественное мнение в Каталонии к этому уже готовится.
Но нельзя забывать, что результаты референдума были неоднозначно восприняты в Европарламенте и Европе в целом. Их поддержали не только европейские регионы, такие как Шотландия. Северная, Ирландия или Бавария (32 региона Европы), но и целые государства во главе с их правительствами.
Время от времени возникающая дискуссия в Европарламенте, в основном связанная со статусом «беженцев» — евродепутатов от Каталонии, говорит о том, что в организации остаётся большая группа сторонников придания «Каталонского референдума» статуса легитимного и желающая продолжить выход Каталонии из Испании. Это рассматривается как единственный ресурс давления на испанский центр, который ведёт к пересмотру внутрииспанских бюджетных отношений.
Ситуация вокруг Каталонии и всей федеральной структуры Испании зыбка, туманна и не прогнозируема. Все хитросплетения, тонкости, нюансы этой ситуации в Испании знают единицы. На самом деле, не всегда и не во всём эту ситуацию можно решить силовым путем, потому что Пиренейская страна уже не применяет насилие как обыкновение в решении вопросов общественной жизни.
Когда в Европе происходят крупные политические события, особенно на востоке региона, в Испании никто не осмелится направлять «дивизию Миланс дель Боск» в Каталонию для подавления народного возмущения. Скорее всего, федеральный центр пойдёт на уступки «сепаратистам», поскольку в Каталонии большинство партий, представленных в парламенте, в той или иной степени поддерживают результаты референдума и сепаратистов.
В ближайшие год-два федеральный центр разрешит полюбовно свои отношения с Барселоной, отпустит преследовавшихся руководителей референдума, взяв с них подписку об отказе от политической деятельности. Вот только после этого им не жить в своей собственной стране…