Красивая элегантная женщина, как известно, украшает любого, даже некрасивого мужчину. Она для него — изысканная драгоценность, сокровище. И сегодня в испанской общественной информационной системе часто пытаются заронить мысль, что Каталония — это и есть та самая изящная красавица, которая является украшением для «мужчины» — испанского государства.
Сразу хочется сказать, что Каталония — это одна из самых красивых частей Испании, но сама Испания — это красавица. Это многонациональное государство, где, даже если верить правовым формулировкам, насчитывается 7 национальностей (помимо общего понятия нации). Каталония — одна из них.
На днях из Испании пришла радостная весть — объявлено о начале переговоров между региональным правительством Каталонии и федеральным правительством Испании во главе с Педро Санчесом по вопросу о судьбе Каталонской Автономии. Хочется отметить, что редакция «Э-Вести» всегда рассматривала начало переговоров между двумя сторонами не как желаемый рубеж в отношениях между центром и регионом, а как вещь абсолютно необходимую и востребованную самой жизнью.
Почему такие переговоры необходимы? Первый и главный аргумент: зачем начинать войну, если она всё равно закончится подписанием мира? Одним словом, жертвы, утраты, потери, издержки — всё это бессмысленно перед лицом вечности. Зачем нужно противостояние, когда возможен диалог? Древняя пословица «худой мир лучше доброй ссоры» имеет аналоги во всех языках мира, в том числе в испанском и каталонском.
Каталонии и Испании делить нечего. Нет предмета раздора не только по существу, но даже и по форме. Посудите сами: главный тезис противоборствующих или противостоящих друг другу сторон — это их нежелание идти на компромисс. В то же время, никто и не пробовал определить степень этого компромисса — переговоров до сих пор не было.
Второе — Каталония не хочет, да и не может «выходить из Испании», а Испания (центральное правительство) не хочет и не может отпускать от себя Каталонию. Этот регион — экономическое образование, которое не в состоянии жить самостоятельно, то есть, прерывать всякое экономическое сообщение с остальной Испанией. Это сделать даже теоретически невозможно.
«Белая книга» Артуро Маса — «библия» дезинтеграционистов — не содержит ничего аргументированного в пользу возможности существования Каталонии в свободном плавании. У Каталонии нет и быть не может своего «мирового рынка» без Испании, это надо чётко понимать. Красивая уловка — мифологема, не поддержанная никакими статистическими данными и экономическими расчётами.
Если говорить коротко, то в сегодняшнем мире законы развития мировой экономики таковы, что даже крупная экономика (предположим, если она вдруг появилась) не сможет совершить глобальный передел мировой экономики только по своему желанию.
Нигде каталонские товары не ждут «наобум Лазаря». Во-первых, они не обладают столь высокой конкурентоспособностью, чтобы опережать зарубежные аналоги, во-вторых — где взять эти рынки в условиях, когда они давным-давно поделены между крупными игроками?
Каталония — это чересчур слабое экономическое образование, чтобы иметь возможность совершить новый передел рынков в свою пользу, да ещё в гордом одиночестве, не опираясь на поддержку Испанского государства или Европейского Союза.
Одним словом, главный тезис книги Артуро Маса о том, что Каталонию ждут в Азии, Африке, Латинской Америке и на востоке Европы — это миф. Да и нет достаточного количества товарных позиций в товарной номенклатуре Каталонии, чтобы «пробиться» сегодня в этих регионах.
С другой стороны, Каталония отправляет 60% произведённой на её территории продукции, товаров и услуг в Испанию, а 80% — в страны ЕС. Приблизительно в таком же объёме необходимых самой Каталонии товаров и услуг она получает из Испании и ЕС. Регион живёт за счёт их инвестиций: 40% прямых иностранных инвестиций, поступающих в Испанию, европейского происхождения.
Каталония просто-напросто «задохнется», если ей перекрыть «испанский вентиль» — это будет автоматически означать прекращение всех отношений с ЕС (или разрыв многих связей). Односторонние отношение Каталонии с Британским Содружеством Наций или со странами Латинской Америки, как утверждают идеологи дезинтеграционизма — вещь смехотворная.
На чём может концентрироваться база переговоров? Основой для переговоров может быть налоговый режим и система отчислений и трансферов, поступающих в Каталонию. Если «отжать» всю пропагандистскую мишуру, то суть коллизии можно назвать коротко: «Большая часть жителей Каталонии готова оставаться в составе Испании, но при условии получения статуса Страны Басков и Наварры как автономных регионов Испании с особым экономическим статусом».
Нет времени и возможности подробно разбирать, в чём состоят особенности привилегий Страны Басков и Наварры, и что сегодня по факту имеет Каталония. Лишь только скажу, что тезис о том, что Каталония якобы находится в ущербном положении и ежегодно теряет до 30 миллиардов евро, отчисляя якобы свои доходы в федеральный бюджет, как выяснилось, документально не подтверждается. Автор этих строк был первым в российской печати, кто поднял этот вопрос в «Независимой газете» в 2010 году.
В заключение хочется сказать: красивая женщина — украшение не только для некрасивого мужчины, но и для красавца. Это ему прибавляет ещё больше очков. А вот Каталония — не изящная женщина, и вообще не женщина, но неотъемлемая часть общеиспанской экономики.
Редакция «Э-Вести» приветствует начало переговоров. О том, что они начнутся, мы писали ещё год назад. Мы уверены, что альтернативы не существует. Вопрос лишь в том, сумеет ли каталонское руководство добиться особой, известной только ему «формулы счастья» от центрального правительства? Это правительство во главе с Педро Санчесом, смотрит на переговоры со свойственными ему мудростью и оптимизмом. Оно уверено, что целостность государства превыше всего — лучше уступить в малом, чем потерять всё.