Пришла долгожданная весть о том, что двое депутатов от Каталонии — К. Пучдемон и Т. Комин — аккредитованы в качестве евродепутатов в парламенте Евросоюза. Почему эта информация стала своего рода сенсацией дня, если уже было известно, что оба каталонских лидера получили евромандаты?
А дело в том, что правительство Испании настоятельно требовало от структур ЕС сделать всё возможное, чтобы не допустить каталонцев до исполнения ими обязанностей в этом качестве.
По сути дела, шла борьба между двумя центрами силы: испанской бюрократией и структурами Евросоюза через призму вопроса о том, кто пересилит — силы испанского государства или основополагающие фундаментальные демократические принципы, которые постулирует Евросоюз, говоря при этом, что фундаментальные демократические принципы важнее политических и даже межнациональных.
О чём идёт речь? Если бы каталонские лидеры, находящиеся в политической эмиграции, не смогли бы занять предназначенные им места евродепутатов, им бы рано или поздно пришлось отвечать на вопрос о том, сколь долго и в каком качестве они могут находиться за пределами испанской юрисдикции?
А так получается, что каталонские лидеры в изгнании могут быть защищены иммунитетом евродепутатов и продолжать отстаивать свои взгляды уже в стенах парламента Евросоюза.
Понятно, что и у одной, и у другой стороны найдётся известный набор юридических формул, позволяющий продолжать свою аргументацию, преследуя ту или иную цель. Закон и право дают возможность это делать практически до бесконечности. Но здесь, видимо, была поставлена точка. Логика такого решения была проста: европейское законодательство решило пойти на беспрецедентный шаг, защитить своих евродепутатов (пусть и подвергающихся законному преследованию в национальной юрисдикции), дав им возможность жить и работать по закону демократии.
В конечном счёте, в демократии заинтересованы как одна, так и другая сторона. Если нарушить основополагающие принципы демократии хотя бы один раз, спираль будет раскручена и последствиям этого не будет предела.
Я думаю, в данном случае было бы разумным испанской стороне допустить возможность, предоставленную ей коммунитарным правом, и поблагодарить Евросоюз, что Испании удалось сохранить своё лицо в ситуации, когда ей пришлось бы на это пойти в любом случае.
В заключение хочется сказать, что пример с предоставлением регистрации двум каталонским лидерам как евродепутатам создаёт прецедент для решения того, что правоведы называют «юридической коллизией». Испанская сторона, мне кажется, должна быть довольна тем, что с неё снята моральная тяжесть за необходимость в преследовании (пусть и в законном отношении) политических противников за пределами национальных границ.