Несколько лет назад на встрече в индийском Дхарамшале тибетские лидеры намеревались прийти к согласию, что нынешний 14-й Далай-лама должен сам определить, в ком он возродится. Однако у Коммунистической партии Китая свой взгляд на то, кто будет следующим духовным и политическим лидером Тибета.
Китай, который аннексировал Тибет в 1951 году, сохраняет над этим регионом жёсткий контроль. Он считает, что выбор следующего Далай-ламы – это исключительная прерогатива китайского правительства, что специально даже было закреплено в законодательстве страны.
Далай-лама, которому недавно исполнилось 86 лет, говорит, что обсуждение его смерти преждевременно (его собственные видения пророчат ему 113 лет жизни). Но борьба за власть над тем, в ком найдут реинкарнацию после его смерти, уже началась.
«Мы рассматриваем весьма вероятную ситуацию, когда 14-й Далай-лама умрет, а на его место будут назначены два Далай-ламы, – комментирует ситуацию эксперт по Тибету Роберт Барнетт. – Один будет выбран по тем приметам, что оставит нынешний Далай-ламой, а другой будет выбран Коммунистической партией Китая».
Китай здесь не единственный игрок, который внимательно следит за преемственностью Далай-ламы.
С 1959 года Далай-лама живет в изгнании в Дхарамшале, расположенном в индийских Гималаях. Поэтому Тибет остается чувствительным вопросом в отношениях Индии с Китаем, с которым у нее общая граница протяженностью 3’380 км. Индия контролирует передвижения Далай-ламы как внутри Индии, так и за рубежом.
На прошлой неделе стало известно, что несколько членов ближайшего окружения Далай-ламы и Центральной администрации Тибета, которая действует за пределами Дхарамшалы, были среди целей израильской шпионской программы Pegasus. Анализ также показал, что именно индийское правительство выбирало цели слежения. Однако то категорически отрицает какую-либо слежку.
Согласно сценариям, выдвинутым самим Далай-ламой, он перевоплотиться в свободной от Китая стране. То есть это может быть Индия или Бутан.
Помимо Индии вопросом наследника Далай-ламы интересуется и США, которые заявили, что сами тибетцы должны решить, кто будет их лидером.
Согласно учениям, каждый Далай-лама является реинкарнацией Авалокитешвары, который воплощает сострадание всех Будд. Традиционно, после его смерти в Тибете начинаются поиски его реинкарнации, основанные на таких признаках, как то, куда он смотрел, когда умер, в каком направлении дует дым, когда его кремируют, а также видения, у святого озера Лхамо Ла-цо на Тибете.
Опираясь на этих подсказки, отряды отправляются на поиски детей, родившихся примерно в день его смерти, которые соответствуют видениям. Затем кандидаты проходят серию тестов, пока не будет найден истинный наследник. Большинство Далай-лам было найдено в Тибете, один родился в Монголии, а другой-в районе, который сейчас принадлежит Индии.
Поскольку сейчас Тибет находится под контролем Китая, то процедура, которая позволила обрести нынешнего Далай-ламу (его нашли в одной из деревень на северо-востоке Тибета в 1940 году), вряд ли повторится. Китайское законодательство обязует правительство КНР утверждать всех старших буддийских лам (учителей), включая Далай-ламу.
Тибетцы с этим, конечно, не согласны.
«Его Святейшество Далай-лама много раз в шутку говорил, что, если китайцев действительно волнует проблема реинкарнации, им следует сначала поискать реинкарнацию Мао Цзэдуна, второго Дэн Сяопина [обоих умерших китайских коммунистических лидеров], а затем, возможно, Далай-ламу – говорит председатель тибетского парламента в изгнании Пенпа Церинг.
Тем временем китайское правительство вот уже десять лет как назначило специальную комиссию по отбору правильных кандидатов. Мало того, оно постепенно подкупает лам, «предлагая им бесплатные поездки в Китай и говоря им, что, если они поддержат Пекин, их не будут преследовать, так что, когда придет время, эти ламы поддержат китайский выбор Далай-ламы», говорит Барнетт.
Возможно, все усилия Компартии КНР будут бесплодны, но нельзя забывать и случай 1995 года, когда Далай-лама объявил 6-летнего мальчика Гедхун Чокьи Ньима следующей реинкарнацией Панчен-ламы, второй по значимости фигурой в тибетском буддизме, то ребенок пропал на 3-й день и больше никогда не объявлялся.
Панчен-лама, которого китайское правительство назначило на его место, не был принят тибетцами и по-прежнему отвергается их большинством.