Китай провозгласил новый экономический курс, который предполагает «экономику двойного обращения». Вернее, сам курс был провозглашен ещё в мае, но теперь он подвергся коррекции с учётом пандемии коронавируса и политики США. Страна теперь будет в большей степени полагаться на внутреннее потребление и уйдёт от зависимости от экспортных поставок с ориентацией на американский рынок, который становится всё менее выгодным из-за «торговых войн».
Акцент на внутренний рынок не означает отказа от внешних — глобализация никому в мире не была так на руку, как КНР. Китай не только будет стараться нарастить объёмы экспорта, но и ассортимент, сообразно с расширяющимся ассортиментом китайской промышленности. Но при этом он больше не будет стремиться к прежнему участию в глобальных цепочках поставок — в виде дешёвой производственной площадки для глобальных компаний.
«Положение нашей страны в мировой экономике будет продолжать расти, — заявил председатель КНР Си Цзиньпин, — Наши связи с мировой экономикой станут теснее, а рыночные возможности, которые мы предлагаем другим странам, расширятся, и мы станем мощным гравитационным полем для привлечения международных товаров и ключевых ресурсов».
Пока экспорт теряет свою силу для Китая. Есть проблемы в реализации амбициозной инициативы «Пояс и путь» (BRI). Основной торговый партнёр КНР — США уступил свои позиции Европе по большинству товарных групп уже в 2019 году. Однако в странах Евросоюза растут протекционистские настроения. Следующим по значимости партнёром страны была и остается Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Но и это шатко — Индия ярко продемонстрировала, что хочет взять курс на самообеспечение и, как мы бы сказали, локализацию. Доля экспорта в ВВП Китая упала за десятилетие с 36% до 18%.
Главное для компартии Китая сегодня — добиться дальнейшего расширения потребления домохозяйств (за десятилетие доля потребления в ВВП уже выросла с 35% до 56%). Но это сделать непросто на фоне проблем в экономике. В первом квартале 2020 года ВВП КНР упал на -6.8%, в третьем — вырос на 3.2% благодаря увеличению инвестиций, прежде всего в недвижимость. Инвестиции и экспорт поддержат китайскую экономику в текущем году, и Китай всячески старается привлечь в страну бизнес. В 2020 году потребление не сможет стать драйвером подъёма — но в следующем году это, вероятно, будет так.
Подводя итог, можно сказать, что в Китае вводится принцип, который совмещает в себе две модели: курс на самодостаточность и относительную открытость глобальному рынку. Отсюда и витиеватое название: «экономика двойного обращения», которое таит в себе поиск модели равновесия между глобализмом и активизацией внутренних возможностей. О том, как это будет сделано, мы узнаем в октябре 2020 год, когда конкретные шаги будут обозначены в плане 14-й пятилетки.