Несколько дней тому назад усилиями агентства Ассошиэйтед Пресс было обнаружено, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) с января 2020 года была недовольна Китаем, который не проявлял должного сотрудничества в сфере обмена данными о новом коронавирусе. После того, как три правительственные лаборатории КНР полностью расшифровали информацию о геноме нового коронавируса, больше недели китайцы держали её при себе, не делясь с другими.
Чиновники ВОЗ отнесли это на счёт закрытости китайской системы общественного здравоохранения, жёсткий контроль внутри которой не даёт возможности быстро реагировать на такие вызовы, как пандемия. Возможно, по той же причине произошла и другая задержка — Китай еще как минимум на две недели задержал предоставление ВОЗ подробных данных о пациентах и случаях заболевания. Такая версия доминировала на внутренних совещаниях, проведенных агентством здравоохранения ООН в январе.
То, что ВОЗ не кричал о проблеме на глобальном уровне и проводил политику замирения китайского руководства, издание считает не позицией, а тактикой, которая позволила «вытянуть» побольше информации из китайцев.
Тем временем председатель КНР Си Цзиньпин пообещал в течение следующих двух лет вложить в борьбу с коронавирусом $2 миллиарда, заявив, что Китай всегда предоставлял информацию ВОЗ и всему миру «самым своевременным образом». «С самого начала пандемии мы постоянно обмениваемся информацией об этой эпидемии с ВОЗ и международным сообществом в открытой, прозрачной и ответственной манере», — сказал Лю Минчжу, официальный представитель Международного департамента Национальной комиссии здравоохранения, на пресс-конференции 15 мая.
ВОЗ вместе с Китаем попала под огонь критики своего крупнейшего спонсора — США, от которого получала ежегодно $450 миллионов, и рискует теперь лишиться этих денег.
Организация, которая не имела достаточно полномочий для давления на Китай и пыталась сделать то, что могла, стараясь «умаслить» государство, попала в неудобное положение. А Китай тем временем ускорился, несмотря на медлительность своей системы общественного здравоохранения, но уже в коммерчески выгодном предприятии — получении вакцины от нового коронавируса. Бюрократические барьеры не стали этому преградой.
Китай на сегодняшний день имеет пять вакцин на II стадии клинических испытаний – больше, чем любая другая страна. Разработка вакцин может занять годы, и власти стремятся вырваться вперед в глобальной гонке. Успех мог бы поддержать и разрушенную коронавирусом экономику страны и помочь Пекину отвлечь мировой гнев от сокрытия данных относительно этой пандемии. Поэтому КНР приняла решение досрочно внедрить вакцины в группах риска (для медиков, например) уже в сентябре 2020 года. Негоже отставать от США.
«Китай уже вложил 4 миллиарда юаней в исследования и разработки вакцин и методов лечения Covid-19 и рассчитывает потратить в общей сложности вдвое больше», — цитирует The Telegraph премьер-министра Ли Кэцяна, выступившего с таким заявлением на Глобальном саммите по вакцинам.
И вот тут в дополнение к оперативности появилась открытость Китая миру. «Китай увеличит международное сотрудничество, если ему удастся разработать новую коронавирусную вакцину», — заявил в воскресенье министр науки и технологий КНР Ван Чжиган. Он заверил, что Китай сделает вакцину «глобальным общественным благом», когда она будет готова.
Понятно желание Китая создать для своей страны приоритет в создании вакцины от нового коронавируса. Непонятно только то, почему страна думает, что ей удастся создать себе имидж благодетеля и филантропа. Разве люди так слепы, что не понимают, что делиться готовой вакциной от коронавируса выгодно, а информацией — нет?