По словам авторитетных американских военных, ряд внешнеполитических шагов Поднебесной и наращивание ей вооружений ставит перед США вопросы безопасности так остро, как никогда. Впервые с 1945 года Соединенные Штаты видят, что их военно-морское превосходство оспаривается новой мощью ВМС Китая.
Это создаёт предпосылки для переосмысления действующего морского права и свободного передвижения по океанам. Но, прежде всего, под угрозой находится господство Запада над морями, установившееся в середине XX века ВМС.
С момента окончания Второй мировой войны США сменили британский флот на посту «владычицы морей». Но менее чем через сто лет эстафету может принять на себя Китай.
Всего за два десятилетия мощь китайского флота увеличилась более чем втрое. Тихой сапой, не отвлекаясь на проблемы терроризма и боевые операции в третьих странах (Ирак, Афганистан и т.п.), Поднебесная догнала и перегнала американский флот по количеству кораблей. На начало 2021 года КНР владеет 360 боевыми кораблями, что на 60 больше, чем ВМС США.
Если план строительства будет продолжаться, Китай вскоре будет иметь 400 боевых кораблей.
Восточная держава не только наращивала свои вооружения, но и создала несколько внешнеполитических инициатив во вред интересам США. Это, по мнению экспертов, «Один пояс — один путь» и стратегия наступления на Тайвань.
Китайское правительство заявляет о желании установить контроль над Тайванем и отказывается исключать применение силы для достижения своей конечной цели. Ожидаемое американцами в течение ближайших лет (кто-то говорит и о месяцах) вторжение на спорную территорию и оккупация поставит под угрозу две трети мировой торговли, проходящей через этот район, а также расширит присутствие китайских военных в Индо-Тихоокеанском регионе. Об этом заявил на слушаниях по выдвижению кандидатур в Сенатском Комитете по вооруженным силам адмирал Джон Акилино — вероятный претендент на должность главы Индо-Тихоокеанского командования США; ныне он руководит Тихоокеанским флотом.
Если кандидатура адмирала пройдёт, то США выдвинет инициативу сдерживания противника, которая предполагает расходование нескольких десятков миллиардов долларов на отправку в регион (западную часть Тихого океана) союзного контингента. По словам Джона Акилино, «только постоянное присутствие позволит избежать кризиса или конфликта».
Независимая целевая группа Совета по международным отношениям США, возглавляемая бывшим начальником военно-морских операций адмиралом Гэри Раухедом и бывшим министром финансов Джейкобом Лью, опубликовала доклад, в котором предупреждает о «последствиях» китайской инициативы «Один пояс — один путь» для Соединенных Штатов. Это, как говорится в докладе, «значительный вызов» экономическим и политическим интересам США.
Инициатива председателя КНР Си Цзиньпина предполагает осуществление инфраструктурных (железнодорожных, морских и энергетических) проектов в более чем 100 странах мира, связывая их с КНР. Многомиллиардные инвестиции грозят достижением мирового могущества и торгового доминирования со стороны Китая, поскольку страны, получившие шанс выйти из нищеты, будут «благодарны» старшему партнёру.
«Цена бездействия заключается в том, что однажды США обнаружат, что имеют дело со странами, которые живут на китайской инфраструктуре, пользуются китайскими информационными системами и находятся значительным влиянием Китая, — сказал Раухед в интервью Fox News. — США окажутся в крайне невыгодном положении, если это произойдет».
Одна из ключевых рекомендаций создателей доклада состоит в том, чтобы создать альтернативу китайской инициативе и усилить коммерческую дипломатию.
Таковы мысли американского истеблишмента относительно военного противостояния США и КНР. Важно то, что объективные условия сложились так, что кто бы ни возглавил ВМФ, он будет работать во всю мощь против Китая для соблюдения интересов страны.