В Европе возник переполох после слов посла Китая во Франции Лу Шая о том, что на пространствах бывшего СССР нет ни одной самостоятельной страны. Фактически, это означает непризнание им статуса трёх членов Евросоюза (Эстонии, Литвы и Латвии) и то, что вся элита Китая или её часть считают фиктивным распад СССР.
Ведь если государства де-факто не получили независимость, то у них по-прежнему есть «старший брат»! Например, по словам дипломата, такие страны, как Украина, не могут полагаться на международное право для защиты своего суверенитета: «В соответствии с международным правом у таких стран, как Украина нет международного соглашения, конкретизирующего их статус суверенных стран».
Три прибалтийских государства после мнения Лу Шая о себе попросили французский МИД объявить «маленького Лу» персоной нон-грата. Чтобы сообщить это, они вызвали в МИД послов КНР в своих странах. Эту позицию без исключения поддержал весь Евросоюз, который, однако, теперь получил хороший повод надавить на Китай по украинскому вопросу.
Удивительно, если карьерный дипломат, 58-летний Лу Шай совершил оплошность, а это не был тонко рассчитанный и согласованный с Пекином манёвр. Судя по биографии посла, он хорошо знает не только Францию, но и её колониальную жизнь. В процессе своей карьеры дипломат плотно занимался Африкой, работал в Гвинее и Сенегале. А политическую жизнь внутри страны Лу Шай имел возможность изучить, став в 2014 году вице-мэром города Ухань, а в 2015 — главой Ведущей группы по иностранным делам Центрального комитета КПК..
Сам Лу Шай относил себя к числу дипломатов-воинов волков, которые призваны отразить растущую национальную мощь Китая и отношение страны к меняющейся международной обстановке. Ранее он делал высказывания по статусу Крыма, которые предполагали отсылку к его изначальной российской юрисдикции, да и в целом позволял себе резко говорить о других
Официально МИД Китая устами Мао Нин отмежевался от высказываний своего парижского представителя. Он подчеркнул, что уважает независимость всех постсоветских республик. Позже посольство Китая в Париже заявило, что замечания господина Лу были личной точкой зрения и не должны быть истолкованы чрезмерно — то есть, распространены на всю элиту КПК.
Но мало кто верит в оплошность «маленького Лу».