В то время, как коллективный Запад вводит всё новые и новые санкции против России, игнорируя печальные последствия для своего населения, голосов противников такой политики не было слышно – их просто не пускают к микрофону. Но ситуация меняется.
Смотря российское телевидение, может сложится впечатление, что противников санкций против России на Западе много, но их почему-то не слышат. Причина банальная – большая часть этих людей – маргиналы. Вы же не апеллируете к мнению городского сумасшедшего, чтобы самому не стать изгоем. Так и там – люди ложку мимо рта не проносят.
Но ситуация начинает постепенно меняться. Так Reuters анонсирует новую книгу своего колумниста Николаса Малдера «Экономическое оружие», которая рассказывает, как санкции против России аукнутся Западу.
Он пишет, что политики часто рассматривают санкции как относительно быстрый и безболезненный способ наказать нарушителей мирового порядка. Но история показывает, что их эффективность сомнительна, а иногда они имеют серьезные неприятные последствия для самих организаторов. Кроме того, если и есть страна, которая доказала, что может противостоять санкциям, то это Россия.
Впервые санкции были впервые применены Афинами, которые ввели коммерческий запрет против греческого города Мегары в 432 году до нашей эры. Но их широкое использование началось только во время Первой мировой войны, когда Великобритания и Франция установили обширную экономическую блокаду против Германии и ее союзников. После этого санкции стали рассматриваться как инструмент поддержания мира между народами.
Президент США Вудро Вильсон считал, что их сила заключается в «абсолютной изоляции… которая приводит нацию в чувство».
Созданная в 1920 году Лига Наций была наделена правом налагать санкции на страны, нарушающие международное право. И инструмент поначалу был эффективен: намерения Греции и Югославии вторгнуться в соседние государства были остановлены угрозой Лиги перекрыть им внешнюю торговлю. Настоящее испытание пришлось на 1935 год, когда Муссолини вторгся в Эфиопию. Все, кроме шести из 58 членов Лиги, ввели санкции против Италии. Они перекрыли экспорт, чтобы ограничить доступ к валютным резервам и подорвать ее способность вести войну. Однако после нескольких месяцев боев армия Муссолини вошла в Аддис-Абебу, и санкции были сняты!
Этот сбой дает несколько уроков.
Во-первых, экономическое оружие мало эффективно против крупных государств.
Во-вторых, сторонники санкций, такие как Вильсон, имеют наивный взгляд на человеческую природу. Они полагают, что страна воздержится от своих действий, когда её материальные интересы окажутся под угрозой. Печальная правда в том, что нации и их правители иногда имеют другие приоритеты.
В-третьих, неполные экономические блокады неэффективны. И США, и Германия сохраняли нейтралитет во время итало-абиссинской войны, и Лиге не удалось перекрыть поставки нефти в Италию.
Сегодня Россия – изгой у Запада. В отличие от Италии, богатые природные ресурсы страны делают ее чрезвычайно устойчивой к внешнему экономическому давлению.
Впервые санкции против России были введены в 1917 году, когда большевики пришли к власти. Страна выдержала ту экономическую осаду.
Международная оппозиция нынешней России также далека от единодушия. По словам эксперта по международной торговле Саймона Эвенетта, на каждую страну, вводящую санкции против России, приходится три страны, которые таковыми не являются, в том числе Китай и Индия. А это примерно половина российского экспорта. Кроме того, Европа по-прежнему зависит от российских энергоносителей.
За последние три месяца российский импорт падал быстрее, чем экспорт, что привело к рекордному положительному сальдо торгового баланса. Несмотря на то, что западные страны украли валютные резервы России, рубль укрепился по отношению к доллару США. Эвенетт подсчитал, что европейский запрет на импорт российских энергоносителей приведет к постоянному снижению ВВП страны всего на 1%.
В начале Первой мировой войны на долю России приходилось около четверти французских зарубежных инвестиций. Жорж Клемансо ввел санкции в тщетной попытке заставить большевиков выполнять обязательства царского правительства.
Времена изменились. Вашингтон сейчас активно пытается вызвать дефолт России, запрещая западным банкам получать платежи от Москвы. Российские акции и облигации, принадлежащие иностранцам, превратились в пыль, а активы транснациональных компаний, включая McDonald’s, Renault, British American Tobacco, Heineken и BP отдаются за бесценок.
Малдера говорит, что трудно себе представить, как списание сотен миллиардов долларов иностранных инвестиций в Россию убедит её пойти на попятную.
Мало того, санкции имеют еще один серьезный изъян: они уничтожают право частной собственности, подвергая инвесторов грабежу со стороны государства.
Но есть ещё более тревожная проблема. Санкции, по словам критиков такой политики, стирают грань между состоянием войны и состоянием мира. Неясно, в какой момент страна, подвергшаяся санкциям, сочтет их актом войны. Джордж Сорос на этой неделе заявил в Давосе, что, по его мнению, Третья мировая война уже началась.
По мнению автора, долгосрочные последствия санкций в том, что они придадут новый импульс деглобализации, приведут Россию в лагерь Китая и перевернут финансовую систему, основанную на долларах США. Эвенетт предупреждает, что появление многополярного мира приведёт к еще большему количеству проблемных активов у западных инвесторов. Это нежелательный результат, но была запущена цепочка событий, которые делают его неизбежным.
Продолжая мысль автора новой книги, невольно вспоминаешь крылатое выражение-вопрос «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» и его более древний предшественник «Кому это выгодно?» (Cui bono, Cui prodest?). Ответ на него мы скоро узнаем по плодам его.