Как сказал известный персонаж известного фильма, «женщины говорят правду только для того чтобы солгать». Трудовое законодательство, действующее сегодня в Испании, провёл Мариано Рахой, будучи главой правительства консерваторов в 2012 году. По этому трудовому законодательству (статья 52 Устава трудящихся): «Можно уволить работника по экономическим основаниям в связи с отказом от исполнения трудового соглашения». Увольняемый при этом предупреждается заблаговременно, за 20 дней.
Мне хотелось бы обратить внимание на нашумевший трудовой конфликт, который возник вокруг персоны министра по делам равноправия Ирене Монтеро (это второй человек в партии Подемос). Одна из ближайших сотрудниц выступила с необоснованными претензиями, в связи с чем началось разбирательство трудовой инспекции. Конфликт датируется ещё ноябрём 2019 года. Сейчас на дворе уже январь 2020, а он всё ещё далёк от завершения.
Заявительница утверждала, что её наняли в качестве сопровождающего лица пресс-секретаря парламентской фракции, но «на неё были возложены значительно большие полномочия и обязанности, чем те, которые были предусмотрены изначально». Источники Подемос отмечают, что так называемая «пострадавшая» была сотрудницей, выполнявшей функции сопровождения и местной «логистики».
Стороны могли бы придти к общему соглашению, которое в практике именуется «досудебным согласием», однако размеры компенсации не удовлетворили соискательницу, поэтому процедура ведёт к судебным последствиям.
На самом деле, по существующему положению заявительница может быть уволена в июне 2020 года. Но трудовое законодательство Испании — результат работы предыдущего правительства консерваторов, оно отражает лишь интересы работодателя, но не наёмного работника.
Подемос говорит о том, что злоупотребления со стороны партии и министерства не допускались, и не было того, о чём говорит заявительница: она якобы была водителем, горничной и няней одновременно. Она, вопреки утверждениям, не покупала личные вещи и лекарства, и не выполняла поручений г-жи Монтеро в нерабочее время.
В заключение хочется отметить, что трудовые конфликты — вещь обычная, и в ней нет ничего удивительного. Но «гримаса истории» состоит в том, что именно творение консерваторов — ныне действующее трудовое законодательство — защищает интересы всех работодателей и власть имущих, в том числе нынешних левых министров, чем наносит ущерб наёмному работнику (или, по крайней мере, ослабляет его позиции).
Я уверен, что нынешнее трудовое законодательство Испании будет подвергнуто очень тщательному рассмотрению, разбирательству и анализу нынешним правительством, и в конечном счёте обретёт (как говорит Подемос) справедливые черты и высокие цели, которым оно и призвано служить.
Пример трудового разбирательства — трудового конфликта, связанного с именем резонансной фигуры министра по делам равноправия — ничто иное как лакмусовая бумажка, своего рода «зонд» социальной температуры в обществе, который в ближайшее время покажет наличие реального стремления у нового правительства решить едва ли не самую главную проблему нового экономического курса — проблему трудовых отношений: работодатель-наёмный работник.