Во вторник начался официальный визит испанской королевской четы на Остров Свободы. Значение этого визита трудно переоценить, если посмотреть на него в контексте последних событий как в Испании, так и в мире.
С одной стороны, это то, что называют левые Испании давно назревшим историческим моментом (король Испании до этого никогда не был на Кубе), с другой — визит проходит на фоне бурных событий в стране, связанных с Каталонией, необычной схемой формированием правительства, недавним перезахоронением останков Ф.Франко, многотысячными манифестациями антифашистов (вспомним хотя бы многотысячную демонстрацию в Мадриде), перемещением поддерживаемого правительством Кубы левого политического деятеля Боливии Эво Моралеса в Мексику.
Всё это, и ещё ряд других факторов, создают более или менее адекватную картину, на фоне которой и проходит визит главы государства на остров, который некогда был жемчужиной в имперской короне испанского колониального государства.
Почему аналитики считают визит испанской королевской четы на Кубу столь значительным актом? Во-первых, глава испанского государства — ещё и глава Содружества Ибероамериканских стран (Spanish Commonwealth) — по сути дела, такого же влиятельного международного объединения, как и British Commonwealth, и значительно более влиятельного, чем франкофонское объединение.
Содружество Ибероамериканских государств — официальная международная организация, неизменно возглавляемая королём Испании. В бытность королём отца нынешнего монарха Хуана Карлоса I, он сыграл на этом посту значительную роль как международный чиновник, внесший значительный вклад в общее дело ибероамериканских стран, ставших существенным фактором в международных делах, и на рубеже 1980-1990х годов стали драйвером мировой экономики.
Поддержать и укрепить эти тенденции и призван визит нынешнего главы Испании на Кубу, так как внешняя политика страны всегда базировалась на принципах доктрины Estrada, состоящей в том, чтобы «вести дела с любым испаноязычным государством, кто бы ни стоял во главе него».
Во-вторых, правительство Испании (будь то консерваторы или социалисты) всегда исповедовало один и тот же подход к правительству братьев Кастро — иметь хорошие отношения с Кубой ради хороших условий для инвестиций как в эту страну, так и в другие испаноязычные страны.
Ведь ни для кого не секрет, что стратегия Испании в Латинской Америке — это стратегия так называемого мягкого неоколониализма, состоящего в доктрине «Испания — мать-Родина», «Испания — мать всех латиноамериканских народов», содержанием которой всегда и везде было сохранение привилегированных позиций для испанского капитала.
Для Испании Латинская Америка — не разменная карта, а суть её проекции в мире.
В заключение хочется сказать, что визит на Кубу даст новый импульс не только новому уровню испано-кубинских соглашений (их количество и содержание не раскрывается), но и позволяет Испании и впредь участвовать во всей экономической и политической динамике «взрывного континента», так как европейские соседи Испании, а иногда и всесильный «дядя Сэм» обращаются к Мадриду как к влиятельному посреднику для решения тех или иных крупных политических задач в зоне привилегированных испанских интересов — Латинской Америке.