Сегодня стало известно, что почётный король Испании Хуан-Карлос I со своим ближайшим окружением покинул страну в неизвестном направлении. Предположительно, теперь он будет проживать в частной резиденции в Швейцарских Альпах, но направляется ли он туда прямо сейчас, или заедет сначала на какие-нибудь Багамские острова — неизвестно.
«После короля: что?», — так называлась известная книга известного испанского еврокоммуниста Сантьяго Каррильо, разошедшаяся в 1965 году многомиллионным тиражом по всему свету. Никогда не забуду, что за книгу этого автора мой хороший знакомец и коллега Павел Кудюкин (впоследствии — замминистра труда и соцобеспечения в первом правительстве Ельцина) в свою бытность аспирантом в начале 1980х годов отсидел чуть ли не полгода в Матросской тишине.
Замечу, что эта книга, как и все произведения Сантьяго Каррильо, стояла у меня на полке в моём кабинете московской квартиры.
В ту пору произведения еврокоммунистов считались такими же «вредоносными», как и произведения Л. Троцкого, Б. Савинкова и других «врагов правильного коммунизма».
Этот анекдот не был никаким анекдотом для Павла Кудюкина, Андрея Фадина и многих других, включая известных учёных, таких как Делегенский, Кива Майданик, Холодковский, невинно пострадавших (зачастую по касательной) в связи с делом «Кудюкина-Фадина», раскрытого в ИМЭМО, результатом чего было преждевременное смещение с поста директора выдающегося учёного и мыслителя Н.Н. Иноземцева.
К слову сказать, вставал вопрос о полном закрытии советского Rand corporation — ИМЭМО, и только благодаря моему учителю и наставнику, секретарю парторганизации ИМЭМО, член. кор., д.э.н. В.Н. Шенаеву удалось отстоять любимое учреждение на Старой Площади, дав ему вторую жизнь.
Книга Сантьяго Каррильо называлась «После Франко: что?». В этой книге, как и в книге «Государство и еврокоммунизм» (за неё особенно пострадали ребята, так как они на папиросной бумаге, на печатной машинке секретаря директора перепечатывали абзацы неё на русском языке) речь шла о будущем Испании после падения франкизма. По сути дела, это были социал-демократические идеи с революционным уклоном. Они-то и заинтересовали молодых испанистов Павла Кудюкина, его друга Андрея Фадина и его девушку — дочь секретаря директора. О, времена, о, нравы!
Должен прямо сказать, что долгое время отношение к коммунистам иностранных компартий, находящихся на территории СССР, было специфическим. Например, с 1934 года Политбюро во главе со Сталиным приняло ряд закрытых документов, которые действовали до конца существования СССР, говорящие о том, чтобы спеццслужбы СССР не вербовали сексотов и агентов из числа этих людей и членов их семей. Хотя до 1934 года эта вещь была самой обычной практикой, и тому пример — «Кембриджская пятёрка», где практически все: от вербовщиков до вербуемых, были либо членами компартий иностранных государств, либо их симпатизантами.
Наша задача сегодня — сказать своё слово об очень важном событии, которое происходит в Испании сегодня, на наших глазах. Сказать коротко, ясно и недвусмысленно. Дело в том, что в своей книге «После Франко: что?» Сантьяго Карильо предрекал с высокой степенью вероятности последующие события в Испании: создание широкого фронта левых сил, способных привести демократию (возможно, и в монархической форме) к власти после почти полувековой эпохи Средневековья.
Не будем забывать, что последние публичные казни в Испании происходили в год смерти Франко (1974-1975).
Никакой аллюзии сегодня мы себе позволять не будем. Мы скажем прямо, в лицо тем силам, которые в Испании развязали вакханалию вокруг короля в эпоху пандемии: ветер пожнёт бурю. Допустив такой эпизод, как изгнание короля, и назвав его «закономерным», те силы, которые привели этот механизм в действие, должны знать, что после падения самой толерантной на европейском континенте монархии они пожнут не просто бурю, а самую что ни на есть крайнюю реакцию, почище франкистской, да с таким душком раннего Средневековья, что им и не снилось.
Выпустить джинна из бутылки тёмные силы Испании пытались неоднократно. Они не дремлют, они есть и они готовы к бою. Только монарх, с его бесспорным авторитетом, с его династическим подходом к решению нравственно-моральных и политических вопросов спасал ситуацию в стране.
Да, Испания — во многом «левая» страна. Республиканская традиция в ней жива, живёт и будет жить, нет сомнений. Но монархия в Испании — это сегодня единственный сдерживающий фактор на пути рвущихся к власти мракобесов и оголтелых реакционеров, для которых всё равно, на кого опираться: на олигополию, на сатанистов или на людей крайних взглядов всех мастей. Их цель — попасть во Дворец Сарсуэла, а затем и в Монклоа, чтобы опять погрузить страну в эпоху действия знаменитого суда по борьбе «с красными, масонами, евреями».