Вместо коррупционных скандалов — занятость и рост благосостояния населения. Как Вам нравится такая дилемма? Все согласятся с тем, что не надо воровать, а надо жить по правилам цивилизованного общежития, и всем вместе делить общие блага во имя всеобщего благоденствия.
«Но что тут нового? Об этом ещё говорили при Царе-Горохе! Возможно, ещё тогда, когда зарождались отношения товар-деньги-товар!», — скажете Вы. Первое правовое положение, зафиксированное ещё на заре римского права — это незыблемость принципа неприкосновенности частной собственности, а затем и частной собственности на средства производства.
Знаете ли, дорогие читатели, что чаще всего путают студенты экономических ВУЗов России? У автора этих строк 40 лет педагогического стажа, из которого больше половины в должности профессора ведущих экономических ВУЗов России и Европы. Так вот, чаще всего путают понятия частной собственности с понятием личной собственности.
Спросите себя — знаете ли Вы разницу между этими двумя понятиями? Вы будете удивлены, что этого не знаете и Вы, потому что Вам никто никогда этого никогда не объяснял и не объяснит. А это должны объяснять как основополагающий фундаментальный принцип цивилизованной жизни ещё в дошкольном заведении. Не учить тыкать пальцем в клавишу компьютера, а объяснять, что «Человек — это звучит гордо», и главное право, которое у него есть в этой жизни — это право жить счастливо, а значит — качественно. А для этого он должен знать, что такое частная собственность.
Не далее как вчера я скрестил шпаги со своим давним знакомым — корреспондентом ведущей испанской газеты в Москве, деканом журналистского корпуса иностранных корреспондентов, который совершенно справедливо и закономерно ставил вопрос о толерантности в политической жизни любой цивилизованной страны.
Любопытно, что я, защищая право Подемос на отстаивание своих законных социально-классовых интересов сказал: «Зачем осуждать несистемную оппозицию за то, что она несистемна? Надо лишить её электората». А как это сделать? Я сказал, что рецепт прост: надо дать тем, кто голосует за Подемос то, что они требуют — то положение в обществе, и то право частной собственности, которое реализовано у нынешней оппозиции, скажем, у Народной партии и других консервативных политических организаций. Но для того чтобы это сделать мирно и комфортно, должно быть правительство, которое займётся этим вопросом профессионально в рамках правового поля.
«Но при чём тут красный цвет», — спросите Вы. А красный цвет иногда помогает ускорять известные процессы в социально-экономической сфере. Причём это не «красная тряпка для быка», как говорят в России. Это цвет тех партий и общественных организаций (главным образом, профсоюзов тех стран, которые прошли известный путь, который в России в шутку называют: «От перестройки до перестрелки»).
С большим удовольствием я почитал литературный труд моего доброго знакомого, изданный на испанском языке с предисловием М. Горбачева, где даётся авторская версия тем трансцедентальным изменениям, которые происходили на всём постсоветском пространстве.
Там справедливо говорится о серьезных изменениях в постсоциалистическом пространстве. В частности, в таких странах, как Венгрия, Польша и Болгария коммунистические партии были переименованы сначала в социалистические, а потом и в социал-демократические партии. В ряде стран (как, например, в Украине) социалистическая партия сошла на нет. А в ряде стран коммунистическая символика даже была запрещена. В некоторых бывших республиках СССР граждане за использование коммунистической символики получают, пусть и условный, тюремный срок. В Киеве полицейские однажды довели девочку за пилотку с красной звездой, гуляющую в ней по площади, до слёз, заставляя её снять в присутствии родителей.
Но что интересно — когда произошли изменения в социально-экономической сфере основных промышленно развитых стран мира? В 1920-1930-е годы. Правы были те, которые говорили в панегирике «О всемирно-историческом значении Великой Октябрьской Социалистической революции» о том, что её главный итог был в том, что правящие элиты (да и капитализм в целом) сильно «очеловечились». Но после убийства четы Чаушеску в 1989 году в Румынии и ряда «бархатных революций» на постсоветском пространстве произошёл заметный откат, по сути дела, мировой тенденции на «социализацию» капитализма.
Сейчас мы наблюдаем обратный тренд. Маятник качнулся опять влево. Это и не хорошо, и не плохо. Это закономерно. Таковы законы и динамика мирового экономического развития. Вопрос в толерантности и умеренности, о которых мы и говорили с коллегой. «Пусть цветут все цветы», — говорил один известный китаец. В цивилизованном обществе все должны жить цивилизованно, но не только в том смысле, что они должны быть вежливы друг с другом, улыбаться и уметь произносить комплименты, но и создавать друг другу условия для цивилизованного существования: их дети должны ходить в школу, они должны достойно питаться, одеваться, иметь доступ к передовым образцам культуры, искусства, науки, путешествовать — одним словом, они должны жить комфортно, как это уже делают, и давно, сторонники оппозиции.
Что тут плохого, если благодаря красному цвету в политической жизни Испании произойдут точно такие же позитивные изменения и для другой части Испании, которую Франко называл «Анти-Испанией».
Заметьте, что самый высокий уровень жизни населения зафиксирован в стране, где самый низкий темп роста экономики — в Швейцарии. А почему? Потому что в своё время Роберт Кеннеди сказал: «ВВП -это очень хороший показатель, только он не отражает главного — уровня счастья населения».
В заключение хочется сказать: Feci quod potui faciant meliora potentes («Я делаю так, как делаю. А кто может делать лучше — пусть делает»), — как говаривала моя покойная бабушка.