40 лет прошло с момента последнего путча в Испании, почти 60 лет — с момента окончания самой продолжительной фашисткой диктатуры в Европе — диктатуры генерала Франко, а вопрос о нормах и стандартах демократии в стране снова стоит в повестке дня. 23 февраля — красная дата в календаре не только в Испании, но и в России. Для нас так же важно осмыслить испанский опыт и применить его по-возможности в эпоху транзита: перехода от одного властного состояния к другому.
Размышления о нормах и стандартах демократии вообще — вещь всегда своевременная, поскольку она касается жизни и здоровья населения всей страны. Понять, где у бутылки узкое горлышко и выправить его — долг гражданского общества.
Наши размышления о нормах и стандартах демократии приводят нас к разговору о нормах и стандартах демократии в каждой отдельной стране.
Соль Земли — вот ключевая фраза, о которой надо говорить применительно к нормам и стандартам демократии в сегодняшнем мире и цивилизованных странах. Соль Земли — это те люди, на которых держатся страна и общество. Это те, которые определяют духовный вектор развития. Те, которые разрешают или препятствуют созданию той или иной социально-классовой структуры, ядра экономической модели в данной стране.
Есть ли эта соль Земли сегодня в России? В Испании, при всей противоречивости испанской демократии, она точно есть. Посмотрите, что творится на улицах этой страны, как живёт испанский парламент, как ведёт себя глава государства — король, отправляя в изгнание даже собственного отца за небольшие прегрешения.
Многочисленные социологические и социально-антропологические исследования (прошу не путать с археологическими) дают основание предполагать, что соль Земли есть и в России. А кто создаёт ракеты, кто изобретает одну за другой вакцины против бесконечных пандемий, кто строит здания, пишет учебники, творит шедевры архитектуры, музыки и живописи, формирует материальные и духовные ценности нации? Эти люди явно есть. Они, конечно, не собраны в таких журналах, как «Гении нации», но присутствуют в таких органах, как Госдума, Общественная палата — в около 100 советах и структурах общественного профиля при фигуре «Самого».
В стране создана олигополическая структура власти, но даже среди 200 членов списка Форбс Россия, я уверен, есть люди (пусть их и немного), которые видят по крайней мере на шаг дальше своего кошелька. Они тоже хотят жить и работать, и даже процветать в России. Они тоже должны влиять на формирование подходов к образованию норм и стандартов российской демократии.
Ну, не удалось это сделать в 1990-1993 годах! Но ведь ещё не поздно всё исправить!
Семимильными шагами идёт процесс транзита — «Главный» устал, ему пора на покой. Об этом пишут все, от «Аргументов недели» до «Форбс». Между строк и слов об этом уже говорят с экранов телевидения. Я уже не говорю об Интернете, где об этом говорят в открытую. Один из известных штатных комиков Госдумы приступил уже ко второму списку оглашения кандидатов на пост первого лица, где в числе первых он называет себя — человека незаурядного, особенно для арены цирка.
Дело в том, что нормы и стандарты демократии надо закладывать уже на берегу. В процессе, когда будет запущен секретный план, предназначенный для властных и специальных структур государства — проект по мирному переходу от руководства первого лица ко второму, гражданскому обществу надо будет успеть вписаться в поворот, чтобы сказать своё слово, и чтобы при этом были учтены хотя бы минимальные аспекты общецивилизационных норм.
Обстоятельства текущего момента таковы, что переход — транзит, о котором все говорят, может произойти и раньше, до 2023 года. Ведь 9 триллионов денег пенсионеров, предназначенных для комфортного транзита, уже лежат на счету Центробанка.
Как показывает советская и постсоветская история, преемником может быть любой: от шофёра (вспомним Константина Черненко) до повара или стоматолога «Первого лица».
А пример Испании говорит о том, что в современной политической обстановке может произойти всё, что угодно, если скрепы демократии не заточены на общецивилизационные стандарты. Тогда, когда можно делать всё, не оглядываясь на гражданское общество.