Кругосветка Римского-Корсакова в поддержку Авраама Линкольна

Кругосветка Римского-Корсакова в поддержку Авраама Линкольна

29 сентября 1863 года русские корабли собрались на рейде Нью-Йорка, а 1 октября – с другого конца континента у Сан-Франциско. Участником беспрецедентного мирового события был Николай Римский-Корсаков, гардемарин клипера «Алмаз».

«Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют»

С такими и аналогичными заголовками выходила американская пресса в конце сентября – начале октября 1863 года. В противовес Англии и Франции, которые оказывали поддержку в Гражданской войне конфедерации Южных штатов, Россия выступила за союз северных штатов под руководительством Авраама Линкольна. Под угрозой интервенции войск союзников на севере континента русский флот под командованием вице-адмирала Н. Краббе предпринял беспрецедентную акцию  и произвел стратегическое развертывание двух эскадр флота одновременно у южного и северного берегов Северной Америки.

По Тихому океану к Сан-Франциско вышла группа кораблей под управлением контр-адмирала А. Попова. По Атлантике к Нью-Йорку следовала группа под командованием контр-адмирала С. Лесовского, в том числе клипер «Алмаз». На нем в чине гардемарина служил 19-летний Николай Римский-Корсаков из знаменитого рода военных моряков.

Русские корабли в Нью-Йорке. Иллюстрация из Harpers Weekly, 17 октября 1863 года.
Русские корабли в Нью-Йорке. Иллюстрация из Harpers Weekly, 17 октября 1863 года.

Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке.

Из воспоминаний Н. Римского-Корсакова

Маневр русских кораблей предотвратил вмешательство Англии и Франции в ход Гражданской войны. Вероятно, что передислокация военно-морских сил была связана и с другим конфликтом – восстанием в Польше (так называемое Январское восстание), участия в котором Англии так не хотела Россия и потому перевела морские силы на более удачные позиции по отношению к вероятному противнику.

Клипер «Алмаз», на котором плавал Николай Римский-Корсаков, построен в 1861 году. Корабль имел 1585 тонн водоизмещения, длину 252 фута. Вооружен 3 большими и 4 малыми нарезными стальными орудиями. На фотографии клипер «Яхонт» той же серии, что и  «Алмаз».
Клипер «Алмаз», на котором плавал Николай Римский-Корсаков, построен в 1861 году. Корабль имел 1585 тонн водоизмещения, длину 252 фута. Вооружен 3 большими и 4 малыми нарезными стальными орудиями. На фотографии клипер «Яхонт» той же серии, что и «Алмаз».

Плавание гардемарина Римского-Корсакова, который был назначен на клипер «Алмаз» в 1862 году, продолжалось два с половиной года. Корабль посетил Копенгаген, Нью-Йорк и Балтимор. В 1864 году отделился от эскадры и поплыл в Рио-де-Жанейро. Далее следовал к Средиземному морю, зашёл в Тулон, Лиссабон. На пути следования из Ниццы в Кронштадт «Алмаз» конвоировал процессию с телом Великого Князя Николая Александровича. За время плавания Римский-Корсаков проявил себя как превосходный моряк и был произведен в чин мичмана.

Н.А. Римский-Корсаков в 1866 году в чине мичмана Российского Императорского флота
Н.А. Римский-Корсаков в 1866 году в чине мичмана Российского Императорского флота

С музыкой в душе

Любовь к морю, зародившаяся в этом кругосветном плавании, соседствовала в душе молодого моряка с другой страстью. Ей была музыка. В Нью-Йорке Николай впервые услышал оперу Гуно «Фауст» и купил ее клавир. Во время остановок в портах он давал концерты, играя отрывки из оперы и собственные сочинения.

Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось.

Из воспоминаний Н. Римского-Корсакова

Из кругосветки Римский-Корсаков переписывался с Милием Балакиревым. С главой Балакиревского музыкального кружка он познакомился незадолго до отправления в путешествие. Более опытный и взрослый музыкант, Балакирев поддерживал интерес Римского-Корсакова к музыке, помогал ему, а также Цезарю Кюи и Модесту Мусоргскому, найти свой путь в музыкальный мир. Из этого объединения вскоре родится «Могучая кучка». А пока каждый из участников объединения занят музыкой только как хобби.

Когда ему не нужно было держать вахту, Римский-Корсаков много читал и сочинял. Под шум волн Тихого и Атлантического океанов из-под пера молодого юноши рождался первый серьезный опус – Симфония №1 для симфонического оркестра. Ее премьера состоялась в Петербурге в декабре 1865 года, вскоре после возвращения мичмана Римского-Корсакова из кругосветки. В 1884 году композитор вновь обратился к своему юношескому произведению и сделал его новую редакцию.

Четырехчастная симфония создана юным моряком без серьезной музыкальной подготовки, что лишний раз говорит о незаурядном музыкальном даровании Римского-Корсакова. Наиболее интересна тут вторая часть Andante, для которой Римский-Корсаков по совету Балакирева использовал мелодию народной песни «Про татарский полон». Сам Балакирев записал ее от этнографа Якушкина, а принцип вариаций на неизменную тему-мелодию Римский-Корсаков подсмотрел в арии Ратмира из «Руслана и Людмилы» Глинки. Именно в этой части проглядывает та эпичность и подлинно русский образ, которыми будут впоследствии полны великолепные оперы Николая Андреевича.

Запись Первой симфонии Римского-Корсакова в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова. 1983 год.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку